Методологическое резюме

1. Современная гуманитарная психологическая традиция занимается изучением и пониманием особенности человека не столько как биологического вида, сколько как представителя общества в его социально-культурной детерминации (что составляет объект гуманитарного психологического исследования).

2. Предметом в гуманитарно-ориентированной психологии полагается не просто изучение человеческой жизнедеятельности с точки зрения объективных  общественных механизмов, но исследование мира представлений человека о природе и обществе с точки зрения его субъективных смыслов и ценностей в контекстах индивидуальных "жизненных миров".

3. Познавательные ориентиры в гуманитарном самоопределении психологии предполагают особенные гуманитарные методологические стратегии, – стратегию "понимания" в дополнение к преимущественно "объяснительной" стратегии естественно-научного направления психологии; "интерпретирующее рассуждение" и нарративные аналитико-синтетические практики в качестве частных инструментальных методов.

4. Стратегия понимания опирается на философский герменевтический метод как искусство истолкования вначале сложных текстов культуры вплоть до представления сознания человека как специфического текста.

5. "Интерпретирующее рассуждение" в гуманитарной познавательной традиции  необходимо возникает в контексте конкретизирующего обоснования в работе с единичным уникальным объектом и оформляется, прежде всего, лингвистически (в "плотном" описании этого объекта); затем может быть зафиксировано в другой знаковой системе (образной структуре, концептуальной схеме).

6. Нарративные аналитико-синтетические практики – частные методики, позволяющие выявить и осознать образно-символическую характеристику исследуемого уникального объекта. Они редуцированы из феноменологии, этнометодологии, символического интеракционизма; их задача заключается в концентрировании интерактивных данных познания и теоретической интерпретации раскрываемого ценностно-смыслового предметного поля.

7. Особенно ценной для гуманитарного психологического исследования представляется тактика "кейс-стади", которая часто используется как традиционное поле изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей, когда он другими методами раскрыт быть не может (по причине символической элементарности или недоступности для исследователя).

8. Суть гуманитарного психологического исследования и одновременно его основополагающее (и взаимодополняющее) отличие от естественно-научного исследования в том, что предмет и методы его трудноразделимы, поскольку человек должен быть представлен в его "естественном проявлении", а не в лабораторном эксперименте и даже не в привычных психологам тестах и опросниках. Это естественное проявление принимается чаще всего в знаковых текстологических и рисуночных образах, которые могут быть прочитаны как послания или отгаданы как симптомы.

9. Особенность гуманитарного психологического познания в том, что его эмпирический материал зачастую абсолютно не научный, – феномены сознания представляют всё новые аспекты человеческого бытия и потому сложно фиксируются как научный факт (статистическая значимость которого выбирается наиболее устойчивым признаком его стабильного проявления). Минимальное научное единство в этом случае может быть оформлено только в концептуальном теоретизировании. Такая познавательная деятельность не может использовать как опору гипотезную разработку проблемной области, поскольку образная вариативность феноменов сознания может быть практически бесконечной, но она вполне вписывается в идеологическую концепцию "исследовательских программ" И. Лакатоса и П. Фейерабенда, а также в "органическую методологию" познания М.К. Мамардашвили.