Контрольные вопросы и задания к самостоятельной работе

1. Что понимает 3. Фрейд под бессознательным?

2.   Какие два основных инстинкта выделяет Фрейд в структуре бессознательного?

3.   Что понимает Фрейд под Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго)? Объясните на примерах.

4.   Приведите примеры, иллюстрирующие конфликт бессознательного Оно (Ид) и социального "Сверх-Я".

5.   Как Фрейд объясняет причины существования у человека совести и бессознательного чувства вины?

6.   Согласны ли вы с утверждением Фрейда, что каждый индивид обладает склонностью к агрессии, "инстинктом смерти"? Обоснуйте свой ответ примерами.

7.   "Для нас было неожиданностью найти, что повышение бессознательного чувства вины может сделать человека преступником. Но это несомненно так. У многих, особенно юных преступников, можно доказать наличие огромного чувства вины, которое имелось еще до преступления, являясь, следовательно, не его следствием, а его побуждением; как если бы возможность соединить это бессознательное чувство вины с чем-то реальным и актуальным ощущалось как облегчение" (3. Фрейд).

Согласны ли вы с таким объяснением причин совершаемых человеком преступлений? 

8.   Заполните таблицу.

Определение

Пример

Вытеснение

Рационализация

Регрессия

Сублимация

9.   Что такое "архетип" по Юнгу?

10.   Раскройте содержание понятия "коллективного бессознательного". Приведите примеры.

11.   Какую роль "коллективное бессознательное" играет в жизнедеятельности человека?

12.   Каковы, по К. Юнгу, пути обретения человеком своей са-мости, "подлинности человеческого существования"?

13.   "Впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца". – Что имеет в виду Фромм под "изменением сердца" и какие последствия для человечества могут иметь эти изменения?

14.   В чем отличие двух противоположных способов существования человека и общества: существование по принципу Бытия и по принципу Обладания?

15.   "При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, то есть психическое здоровье, основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна" (Э. Фромм).

Приведите примеры, подтверждающие данное утверждение. Может ли современный человек переориентироваться от принципа Обладания к принципу Бытия? Аргументируйте свой ответ.

16.   Объясните смысл следующих высказываний:

·   "Действовать – значит быть" (Лао-Цзы).

·   "Люди должны думать не столько о том, что они должны делать, сколько о том, каковы они суть" (Майстер Экхарт).

·   "Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество, тем больше твоя отчужденная жизнь..." (К. Маркс).

17.   Какие "механизмы бегства от свободы" выделяет Э. Фромм в работе "Бегство от свободы"?

18.   Что такое любовь по Фромму?

19.   Какие виды любви выделяет Э. Фромм в работе "Искусство любви"?

20.   Что понимает Фромм под "искусством любви"?

21.   Чем отличается понимание сущности человека в философии неофрейдизма от теории 3. Фрейда?