3.2. Проблема человека в психоаналитической философии з.фрейда

Наряду с различными проблемами человеческого бытия в философской антропологии большое внимание уделялось вопросам биологического и социального в человеке. Значительный вклад в решение этих непростых проблем внес австрийский врач, психиатр 3. Фрейд.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г. Фрайбурге на территории Австро-Венгерской империи. В возрасте 22 лет он поступил на медицинский факультет Венского университета, где в 1881 г. получил ученую степень. С 1885 г. Фрейд работает в Венском университете приват-доцентом, а затем профессором невропатологии.

Большое влияние на дальнейшую творческую судьбу Фрейда оказала его работа в парижской клинике "Сальпетриер" под руководством Ж. Шарко, самого знаменитого невропатолога и психиатра своего времени.

Вернувшись в Вену, Фрейд становится частнопрактикующим врачом, открывает свою клинику. Занимаясь лечением неврозов, он первоначально пытался применять гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно выработал собственную методику лечения больных, основанную на "свободных ассоциациях".

К концу 90-х гг. XIX века происходит формирование его учения о человеке, названное в истории научной мысли "фрейдизмом".

Основные работы 3. Фрейда:

• "Толкование сновидений", 1900 г.;

• "Три очерка по теории сексуальности", 1906 г.;

• "Тотем и табу", 1913 г.;

• "По ту сторону принципа удовольствия", 1919 г.;

• "Я" и "Оно", 1923 г.;

• "Будущее одной иллюзии", 1927 г.

Последний год жизни Фрейд проводит в Лондоне, куда с большим трудом ему удалось выехать из оккупированной нацистами Австрии. Умер Фрейд 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет.

Занимаясь лечением неврозов, он предложил новый метод лечения невротиков, получивший название психоанализ. Этот метод основывался на переводе бессознательных мыслей в сферу сознания благодаря таким исследовательским приемам, как толкование сновидений, выявление патогенного содержания, получаемого в процессе расшифровки речевых ассоциаций, изучение ошибочных действий (описки, оговорки и другие промахи) и т. д.

С тем чтобы освободить пациента от груза негативных эмоций, разрушающего его психику, надо было пробудить воспоминания. Для этого он использовал метод "свободных ассоциаций", вытекающий из теории "вытеснения" психических элементов. Больные должны были говорить все, что пришло им в голову, первыми пришедшими на память словами. Из фактов, кажущимися бессвязными и непоследовательными, Фрейд создал составные элементы своей теории.

Очевидно, что регулятором человеческого поведения выступает сознание. Однако Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный пласт не осознанных личностью стремлений, влечений, желаний. Будучи врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознанные переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь, в некоторых

случаях становясь причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит сознание и потаенными, бессознательными побуждениями, на поиски философского учения о человеке.

Психоанализ 3. Фрейда открыл новые стороны человеческого бытия и неизвестные ранее глубинные основания его природы, перевернул представления о человеке, его сознании, его понимании самого себя. Фрейдовская теория способствовала разоблачению многих иллюзий относительно человеческой способности контролировать свои дела и поступки.

Человек, по Фрейду, представляет собой homo natura, природное, биологическое существо, у которого определяющую роль играют бессознательные процессы. Человек, по Фрейду, – "человек желаний". Отсюда основное внимание в его учении посвящено бессознательному.

Ошибочно считать, что именно Фрейд открыл "бессознательное", о бессознательном писали и его предшественники, хотя давали ему другие названия: "подсознание", "космическое сознание" и др. Новизна заключалась в том, что он разработал динамическую модель психики, которая позволила объяснить взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов.

В своих ранних работах Фрейд в структуре психики человека выделил три инстанции: Сознание, Предсознание и Бессознательное. Позже он пересмотрел свою первую попытку и предложил следующую усовершенствованную модель:

3.2. Проблема человека в психоаналитической философии з.фрейда

При этом необходимо отметить, что новые определения отнюдь не полностью заменили старые, а скорее стали соседствовать с ними.

Оно (Ид) – это все унаследованное в человеке. Эта инстанциональная субстанция подчинена принципу удовлетворения. Оно –

изначально иррационально и детерминировано инстинктом влечения и управляется принципом удовольствия.

Я (Эго) – это сознательное. На этапе созревания и развития человека, а также вследствие взаимодействия с внешним миром, часть Оно (Ид)

претерпевает изменения и превращается в Я (Эго). Эго вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к социальной среде и справляться с ее требованиями. Я (Эго) выступает посредником между стимулами, идущими оправданно как из внешней среды, так и из бессознательного, из Оно (Ид). Эго – система, которая берет на себя функцию самосохранения организма и контроля над требованиями инстинктов.

Сверх-Я (Супер-Эго) – сфера должного, это нормы, правила, принципы поведения, установленные обществом. В "Сверх-Я" как бы конденсируется зависимость ребенка от родителей: их требований, запретов.

В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, Фрейд доказывал, что именно Оно (Ид), т. е. бессознательные процессы приводят в движение все психические процессы, являются мощным стимулом творческой деятельности человека и культурных достижений всего человечества. Ядром бессознательного он выделяет сексуальные влечения, либидо (лат. "желание", "влечение").

Причины невротических заболеваний следует искать в забытых детских сексуальных переживаниях, которые не исчезают автоматически, а оставляют неизгладимый след в психике человека.

Человек в отличие от животных благодаря своему сознанию живет не только по принципу удовольствия, он ограничивает свои влечения, даже подавляет их, если их удовлетворение угрожает его выживанию. Сознательное Я (Эго) является как бы полем борьбы двух сил: "Оно" (Ид) – исходящего из биологической сферы влечений и "Сверх-Я" (Супер-Эго) – установок общества. Этот конфликт между "желаниями и влечениями" и запретами, нормами, традициями общества становится причиной невротических заболеваний.

Сфера Я (Эго), по Фрейду, находится под давлением Ид и Сверх-Я, испытывая страх перед Ид, чтобы не захлестывали страсти, инстинкты, влечения, и перед Сверх-Я, идеалы которого непостижимы. От такого напряжения Я (Эго) спасается с помощью "защитных механизмов": вытеснения, рационализации, сублимации и др.

Механизм вытеснения проявляется в том, что из сознания происходит непроизвольное устранение мыслей, чувств, информации в бессознательную сферу. Перемещаясь в Ид, они уже не столь разрушительны для Я, хотя продолжают мотивировать поведение человека, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревоги.

Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень мышления и поведения.

Рационализация – объяснение, "оправдание" своих нелепых поступков.

Сублимация – это перенос, переключение запретной сексуальной или агрессивной энергии на виды деятельности, которые социально приемлемы и где человек получает психическое и интеллектуальное удовлетворение: творчество в области науки, искусства и т. д.

Эти механизмы лежат в основе саморегуляции психики, позволяют человеку избежать психических заболеваний. Будучи вытесненными из сознания, сексуальные влечения и желания лишь ждут благоприятной возможности, чтобы вновь заявить о себе, они принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, этических, эстетических и социальных ценностей человеческого духа.

По мере развития своих идей Фрейд корректирует свое понимание сексуальности. Она получает у него более широкую трактовку и включает в себя всю сферу человеческой любви (любовь к родителям, дружба, общечеловеческая любовь и т. д.). Расширенная сексуальность – это "инстинкт жизни" (Эрос). В поздних работах автор психоанализа приходит к выводу, что в бессознательной психической структуре есть еще одно "первичное" влечение, полярное Эросу – это деструктивное влечение, агрессия, "инстинкт смерти" (Танатос).

Либидо, по Фрейду, пластично, оно перемещается от одного объекта к другому и предстает как совокупность "частичных влечений".

В раннем детстве между сексуальностью мальчика и девочки нет никаких различий. Однако с 3-х до 5-и лет у ребенка формируется Эдипов комплекс, названный по имени героя античного мира Эдипа, который по неведению убил своего отца и женился на своей матери, за что боги сурово наказали его. Эдипов комплекс является, по Фрейду, важнейшим мотивом развития детского сознания. Маленький мальчик один хочет обладать матерью, воспринимает присутствие отца как помеху, радуется, когда отец отсутствует. У девочки этот комплекс проявляется в нежной привязанности к отцу и бессознательной потребности оттеснить мать, занять ее место. В ранних работах Фрейд называл это комплексом Электры. С появлением новых детей в семье Эдипов комплекс перерастает в семейный комплекс: ребенок не желает появления новых детей, которые отстранили бы его от матери, он часто заявляет о своей ненависти к младшим братьям и сестрам. Подобные бессознательные чувства становятся одним из важных источников сознания вины, которое так часто мучает невротиков.

По мере взросления каждый индивид должен отойти от родителей, перестать быть ребенком, только так он может стать членом социальной системы. "Для сына задача состоит в том, чтобы отделить свои либидные желания от матери и использовать их для выбора постороннего реального объекта любви, и примириться с отцом, если он в виде реакции на детский протест попал в подчинение к нему". Эти задачи стоят перед каждым, но удивительно, как редко удается их решить правильно в психологическом и социальном отношении. А невротикам это решение вообще не удается: сын всю свою жизнь склоняется перед авторитетом отца и не в состоянии перенести свое либидо на посторонний сексуальный объект. При соответствующем изменении отношений такой же может быть и участь дочери.

По обобщенной теории 3. Фрейда можно предположить, что в древности в определенной полигамной общине дети взбунтовались против неограниченной власти отца и, сговорившись, убили его и съели. Позже, осознав смысл убийства, они испугались, что то же самое может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в своей новообразовавшейся семье установил (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, т. е. сделал его символом ТОТемизма. Их дети обвиняли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда. Позже символ отца в племенах заменяли различные животные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

Развивая построенную модель человека, ведущую роль в которой играет бессознательное, Фрейд все социальные отношения, а также взаимодействия человека и культуры, рассматривает через его призму. При этом понятие культуры у него предельно широкое. Человеческая культура – все то, в чем человеческая жизнь возвышается над своими биологическими основаниями. Фрейд не проводит существенного различия между культурой и цивилизацией, это силы, противостоящие индивиду. Он убежден в противоречии природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов и культуры, общества, цивилизации: "Примечательно, что, как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз"[4].

Культура у Фрейда основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного. Именно с запретов культура начала несколько тысячелетий "свой отход от первобытного животного состояния". Свои исследования об общем развитии человечества Фрейд провел на основе изучения душевных процессов отдельных лиц за время их развития от детского возраста до взрослого. На этом пути ученый приходит к следующим выводам:

во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками;

во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза: "О человеческом ребенке нам известно, что он не может успешно проделать путь своего культурного развития, если не пройдет через фазу невроза, у одних более, у других менее отчетливую"[5];

в-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своём культурно-исто-рическом развитии.

Рассмотрение культуры через призмы невротического состояния индивида привело Фрейда к классификации ее как системы запретов, блокирующих природные влечения человека. Только вытеснение влечений выступает мерилом достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение "Я".

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что человек в психоаналитической философии 3. Фрейда рассматривается как существо эротическое, биологическое, его поведение и жизнедеятельность в целом определяются бессознательными влечениями. Не сознание управляет бессознательными процессами, а наоборот, последние властвуют над индивидом. Разум человека – островок в мире бессознательного, "сознание не является хозяином в собственном доме".

Несмотря на методологическую ограниченность фрейдовской психоаналитической философии, абсолютизацию бессознательных процессов и необоснованную экстраполяцию выводов, сделанных на основе психоаналитического исследования влияния индивидуально-личностного бытия человека на более общие закономерности развития общества, это направление позволило объяснить многие проблемы человеческого существования. Модель человека, предложенная 3. Фрейдом, позволяет понять те аспекты жизни, которые обнаруживаются по ту сторону человеческого сознания, открывает новые стороны человеческого бытия и неизвестные ранее глубинные основания его природы. Фрейдовское учение перевернуло представления о человеке, его сознании, его понимании самого себя, разоблачило многие иллюзии относительно человеческого поведения, человеческой способности контролировать свои дела и поступки.

В конце 30-х гг. XX века ряд сторонников Фрейда пересмотрели его представление о человеке и создали свое учение: неофрейдизм.

В рамках данного направления утверждается, что человек – биосоциальное существо, несмотря на то, что каждому индивиду действительно присущи иррациональные мотивы его деятельности, нельзя человеческое существование объяснить лишь внутрипсихическими процессами. На формирование человека существенное влияние оказывают межличностные отношения, социальная среда, условия его жизнедеятельности. Основные представители неофрейдизма: А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, В. Райх и др.

Добавить комментарий