3. Проблема человека в философских направлениях хх века

В периодизации европейской культуры современность соотносится с концом XIX – XXI в. К отличительным чертам философии этого периода большинство мыслителей относят, во-первых, тенденцию антропологизации философской проблематики; во-вторых – признание философской антропологии самостоятельным направлением. Дополнительно отметим, что в современных философских учениях наблюдается обращение к самым различным аспектам проблемы человека, отсутствие общепризнанных и единых оснований, как было отмечено во введении, в понимании сущности человека. Однако это не означает отсутствие новых идей и подходов в разработке антропологической проблематики. Более того, ряд подходов в понимании человека пред-определили результаты, которые отличаются принципиальной новизной: "сознательное и бессознательное" (З. Фрейд и его последователи); "сущность и существование" (экзистенциализм); "воля к жизни", "воля к власти", "сверхчеловек" (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Значимость новых идей наиболее наглядно подтверждается в широко распространенном сравнении их с коперниковской революцией в естествознании.

Философская антропология как самостоятельное направление в философии формируется в ХХ столетии. К программным работам относятся "Положение человека в космосе" (1928) Шелера, "Ступени органического и человека" (1928) Плеснера и трактат "Человек. Его природа и положение в мире" (1940) Гелена. Авторы данного направления рассматривали антропологическую философию как науку, поэтому они декларировали отказ от традиционных философских концептов: "духа" и "экзистенции". Однако у Шелера не было такого радикального разрыва с философской традицией. Принципиальное отличие человека от других живых существ, по Шелеру, состоит в способности опредмечивать свои психические состояния, т. е. в самосознании. Для обоснования человеческой уникальности Шелер пользуется традиционным философско-религиозным термином "дух", вкладывая в него новое содержание.

Дух мыслится Шелером не просто как высший принцип, определяющий сущность человека, но и как выражение надвитального и антивитального предназначения человека (витальный, т. е. жизненный). Дух, одним из проявлений которого оказывается уже сама жизнь, включает в себя наряду с созерцанием идей многообразные эмоциональные проявления человека (любовь, раскаяние, отчаяние, свободное решение и др.). Сосредоточием духовных актов является личность, в которой дух обнаруживает себя. Одна из важнейших способностей

духа – объективность, т. е. способность бескорыстного, непредвзятого постижения предметов в их собственном бытии. Человек, будучи духовным существом, свободен от витальной зависимости и открыт миру.

Учитывая внушительный список антропологических учений ХХ ве-ка, в настоящей работе ограничимся (с учетом учебной программы) выбором нескольких философских концепций широко известных ав-торов.