3. Культура, цивилизация, система традиции и их процессы исторической трансформации

Процесс обновляющей трансформации материального и духовного бытия социума лежит в основе исторического процесса человечества и в основе такого феномена истории, как исторический прогресс. Исторический прогресс – закономерный трансформационный механизм восходящего исторического развития социума. Понять трансформационные механизмы исторического процесса и прогресса возможно, если верно представить системный состав и состав трансформационного процесса социума. В отношении системного состава социума сложилась основательная путаница, представленная одновременным неуточненным и расплывчатым использованием глобальных категорий социальной философии, таких как: культура, общество, цивилизация, формация, духовная культура, этническая культура, система традиции и др. Эта путаница должна быть заменена обоснованной однозначной определенностью в отношении необходимого набора глобальных понятий социальной философии и их смысла.

Прежде всего, будем рассматривать как категории синонимичные понятия отдельного общества, социума, культуры. Отдельное общество, отдельный социум – это культура как искусственное творение людей, имеющее общие и особенные признаки в отношении других обществ–культур. Общество–культура содержит в себе подсистемы цивилизации, этно-бытийной культуры, духовной культуры и системы традиции. Общество–культура имеет воле-энергетический порыв к поисковому творчеству и качественному развитию, когда имеются к тому достаточные стимулирующие факторы и вызовы и когда элитой социума для этого созданы системы социальной мотивации и вдохновляющей идеологии, стимулирующие на активную деятельность гра-ждан общества. Формация – это качественная стадия развития цивилизации, трансформационного процесса цивилизации. Необходимо употребление и предельно общей категории общества, социума как планетарного культурного единства отдельных обществ–культур. Для философии истории это изначально достаточный набор общих категорий, который по необходимости можно пополнять более конкретными и специальными понятиями социальной философии.

История человечества – это общий и единый трансформационный процесс планетарного социума–культуры, который распадается на трансформационные процессы отдельных обществ–культур и их всевозможные взаимодействия. Для философии истории важно правильно представить состав трансформационного процесса отдельного общества–культуры, что позволит лучше понимать общий процесс трансформации в событийной истории.

Базовой основой всего трансформационного процесса общества–культуры может быть лишь антропный процесс трансформации, связанный с обеспечением бытия людей, с их производством и воспроизводством материальных и духовных факторов этого бытия. При этом в любой продуктивной деятельности (производственной, воспроизводственной, материальной, духовной) совмещены процессы объективации, субъективации, инертной стабилизации. В производимых материальных и духовных ценностях, в обучении и воспитании и в др. конкретно неповторимым образом совмещаются эти три процесса объективно-субъективного очеловечивания искусственной культурной среды и способов (технологий) бытия в ней. Антропный процесс трансформации – это первичный, низовой продуктивный процесс общества–культуры. Он обеспечивается материальными и духовными технологиями производственной и непроизводственной сфер жизни, включая и всевозможные воспроизводственные и образовательные технологии. Человеческим носителем этого антропного процесса обычно бывают трудящиеся, служащие, интеллигенция. Это те технологии, которые повседневно совершаются людьми в сферах природопользования, промышленности, сельского хозяйства, в областях услуг, транспорта, науки, культуры, образования, медицины, в технической работе всевозможных аппаратных структур и т.п.

Над первичным антропным трансформационным процессом надстраивается исторический трансформационный процесс цивилизации. Цивилизацией обычно называют материальный план жизни расслоенного общества с силовыми способами регулирования отношений и сбалансирования интересов социальных субъектов. Серьезная попытка представить исторический цивилизационный процесс в свое время была предпринята К. Марксом и Ф. Энгельсом в их версии материалистического толкования истории как закономерной смены общественно-экономических формаций. Истекшее с тех пор время выявило глубокие изъяны марксистского учения о цивилизации и ее историческом процессе. К принципиальным недостаткам этого учения следует отнести следующие.

1.Материалистический физический натурализм в трактовке законов и причинности в цивилизации. Образ закона поведения материальной физической системы как однозначной линейно-причинной связи ее состояний переносится на историю человечества. История цивилизации – линейно-причинная закономерная связь ее материальных состояний, способов производства средств жизни (технологии и экономики производства), за которыми следует надстройка цивилизации. История цивилизации – линейная закономерная смена формаций.

2.Непонимание истинной специфической природы социальной причинности, когда в обществе действуют коллективные субъекты с коллективным разумом и рефлексией мышления, с пусковой причинностью и обратной связью. Многообразие коллективных разумов внутри цивилизации, принимающих разные практические решения в близких условиях, приводит к социальному движению в разных направлениях, т.е. к дивергентным и поливергентным процессам в трансформационном процессе цивилизации. А это означает, что в истории цивилизации осуществляется древовидный поисково-творческий процесс с оптимизирующим распространением лучших решений. Формации – более оптимальные типы организации цивилизованного общества, найденные каждый раз в новых условиях коллективным разумом как способ древовидного поискового творчества и обобщения лучших находок. Трансформационный процесс цивилизации – это не физический, объективно-линейный процесс, а разумный, поисково-творческий, древовидный.

3.Непонимание истинной природы исторического трансформационного процесса в базовой экономической сфере, где коллективный экономическо-практический разум занят творчеством поиска решений экономических проблем, селекционным поиском и распространением оптимальных находок.

4.Непонимание того, каким образом люди с их коллективным разумом делают историю. Этому помеха – "научный", физикалистский материализм, пренебрежение к разумно-духовному, коллективному рефлектирующему фактору истории. В истории одинаково важны как материальные факторы, процессы, так и духовные. Материальное, практика – всегда лишь опредмечивание духовных образцов и решений. Практика без одухотворения слепа и беспомощна. Диалектика истории не линейно-причинная, а древовидная, поисково-творческая, открытая для разумного выбора и движения в разных направлениях.

5.Марксизм некритически воспринял народный миф о коммуне как обществе, где жестокие принципы жизни цивилизации заменяются гуманными семейными принципами братства, товарищества. История изобилует примерами практической реализации разного рода коммун (секты, монастыри, общины, кооперативы, боевые отряды), признаками которых были аскетизм, правовой, моральный и духовный тоталитаризм, фанатизм, нетерпимость, диктат к инакомыслию, уравниловка, подавление свободы и индивидуального начала в человеке. Диктатура "пролетариата" (диктатура правящей элиты) сыграла свою роль в историческом сбалансировании интересов буржуазии и трудящихся, прав стран-метрополий и колоний. Сама же идея коммуны оказалась нереалистической, поскольку тут же появился слой привилегированной элиты в системе общества уравнительного аскетического потребления, что дискредитировало в глазах людей саму идею коммуны. Сама же элита и прекратила социальный эксперимент, театр социализма, превратившись из завуалированной в открытую элиту.

Каким же образом можно представить себе трансформационный процесс цивилизации? Исследованиями установлено, что причинами формирования первоначальных цивилизаций были разделение труда, появление разных видов собственности, имущественного неравенства, социального расслоения общества, создание государства, силовых отношений и разных форм идеологии. Люди оказываются поделенными между социально-историческими субъектами, имеющими свой социально-экономический статус, деятельностный смысл и историческую тенденцию. Это правящая и экономическая элита, трудящиеся и мыслящий слой социума. Деятельность, исторические тенденции, исходящие от обособившихся социально-исторических субъектов, становятся связующими импульсами между антропным трансформационным процессом всех людей и надстраивающимся трансформационным процесссом цивилизации в истории общества. Люди – это и общие субъекты всеобщего антропного процесса жизни, и специальные, конкретные субъекты социальных общностей, профессий, специальностей, технологий, организаций, структур, корпораций, служб, где они выполняют одновременно множество разной степени устойчивости социальных ролей и видов деятельности. Человек всегда бывает всеобщим субъектом жизни, а другие его конкретные статусы субъектов, социальные роли определяются обстоятельствами жизни и обладают неодинаковой степенью устойчивости.

Единый трансформационный процесс цивилизации – это единство взаимодействующих процессов трансформации в производстве (в технологии и экономике), в надстройке, научно-технической мысли и идеологии, а также в системе традиции и бытийной жизни. Механизм научно-технического прогресса (высшее и профессиональное образование, наука, техника, производство, технологии непроизводственных сфер жизни) также выступает звеном трансформационного процесса современной цивилизации. Цивилизация как организованная система жизнедеятельности материально-силового плана жизни социума основана на жизнедеятельности во всех звеньях ее организации основных социально-исторических субъектов социума: трудящихся, элиты, мыслящего слоя. Основные социально-исторические субъекты социума своим активным вкладом в жизнь несут в себе деятельностные исторические тенденции и разыгрывают на сцене истории драму конфликтно-компромиссного поиска все более оптимальных социально-экономических форм жизни цивилизации. Этот поиск задает историческую последовательность формационных перемен в жизни цивилизации: рабство, феодализм, капитализм, социализм, смешанное интегрированное общество, будущее общество гуманистической культуры, где гуманизм – это высокий уровень жизни на базе новейших технологий, а культура – высокая одухотворенность личной и общественной жизни людей.  

Трудящиеся массы преимущественно олицетворяют в социуме и истории (в периоды мирной социальной эволюции) тенденцию инертного, линейно-причинного закономерного движения производственного и жизненного бытия. Они составляют своей массовой деятельностью закономерный вектор движения истории. Правящая и экономическая элита, будучи собственником материальных ценностей, распорядителем потоками их движения в обществе, хозяином и инициатором жизненных процессов, олицетворяет в социуме стихию рефлексивных инициатив и историческую тенденцию материального хаоса, дергающего закономерный исторический вектор трудящихся в разные стороны. Мыслящий слой общества (мыслящая часть элиты и интеллигенция) представляют собою историческую тенденцию древовидного, вероятностного поискового творчества. История – единство эгоистического хаоса (верхов), инертной линейно-закономерной детерминации (трудящихся) и древовидного, вероятного поискового творчества смыслоформ для опредмечивания (мыслящего слоя).

Материальное общественное бытие – определяющая объективность во временном срезе настоящего. Общественное сознание, духовная культура – творческое начало во временной, прогрессивной направленности истории, в связи сотворенных состояний жизни прошлого, настоящего и будущего. Причинная связь состояний социума – нивелированный, локальный момент древа исторического процесса, более заметный в периоды мирной, компромиссно-терпеливой эволюции социума. Творческое обновление – явно доминирующий процесс в периоды длительной эволюции, а особенно во времена реформ и революций. Творческий духовный поиск приводит к локальным моментам дивергенций и поливергенций на линейных процессах трансформации, что превращает историческое движение в ветвящееся древо развития, где предыдущие сотворенные формы жизни служат реальной базой для творчества более оптимальных последующих форм социальной жизни. Духовный, поисково-творческий фактор социума превращает исторический трансформационный процесс цивилизации в поисково-творческий древовидный процесс. История открыта для поиска, творчества, выбора, оптимизации, накопления и распространения лучшего и для движения в разных направлениях.

Трансформационный процесс цивилизации распадается на трансформационные процессы разных сфер жизни цивилизации, которые, взаимодействуя, образуют весь целостный процесс. В современной цивилизации доминирующими оказываются производственно-экономическая сфера, политическая и идеологическая надстройка, социально-бытийная сфера и обслуживающий их механизм научно-технического прогресса. При этом механизм научно-технического прогресса активизирует трансформационный прогресс в доминирующих и всех других сферах жизни социума.

Трансформационный процесс материального производства состоит из взаимодействующих трансформационных процессов технологии и экономики. Каждая крупная сфера, система, форма жизни социума представляет собою материально-духовную систему, имеющую единую для всех структуру трансформационной жизнедеятельности, однако наполненную своим конкретным и специфическим содержанием и своими человеческими носителями. Обычно это материально-деятельная система и три специфических чувственно-эмоциональных жизнепереживающих структуры (переживаний прошлого, настоящего и желаемого будущего), соединенные мостиками ценностно-ориен-тирующей, мыслительной (познавательно-творческой) и воле-практи-ческой деятельности.

Так, сфера технологии производства – это функционирующая материальная система техники и технологии, временные качественные состояния которой опосредуются чувственно-эмоциональными интересами, желаниями и предвосхищениями улучшающих перемен, научно-техническими изысканиями, изобретениями, проектами, их практическим внедрением. Структура жизнедеятельности сферы технологии производства в своем активном функционировании задает трансформационный процесс прогресса в области технологий производства.

Экономическая сфера: это хозяйственная система и три структуры экономических эмоций и интересов (прошлых, настоящих и целевых), соединенные оптимизирующим экономическим мышлением и оптимизирующими экономическими практическими действиями. Структура жизнедеятельности экономической сферы в своем активном поиске и внедрении оптимизирующих экономических решений задает трансформационный процесс прогресса в области экономической системы и ее отношений функционирования. Трансформационный процесс в экономической сфере – это не стихийный объективный процесс, как рассматривается марксистской политэкономией, а осознанный процесс прогрессивной оптимизации, эволюционной и скачкообразной, совершаемый коллективным рефлектирующим экономическим разумом субъектов экономического поведения. Это материальный, операционный процесс, опосредованный сознательной массовой экономической мыслительной рефлексией. Для понимания сути мышления общественного экономического разума социума приведем отрывок его описания из другой работы автора[5].

"Каким же образом формируется и выполняет свое назначение социально-экономический разум с его мышлением в качестве духовно-субъективной надсознательной структуры, олицетворяющей интегральную, системообразующую и поисково-творческую тенденцию в материальной жизни социума?

Главной проблемой социально-экономического мышления оказывается задача экономической организации оптимальной производительной силы и задача превращения, посредством самоорганизации, эгоистической стихии воле-практических актов социально-экономических субъектов в качественно определенную рациональную хозяйственную систему с саморегулированием и саморазвитием, подчиняющую эгоистическую волю субъектов диапазонам своей эффективности. Такого рода проблемы для надсознательного разума всегда стояли так: каким экономическим способом наиболее эффективно использовать развившиеся производительные силы, технологию, средства производства, а также создаваемый общественный продукт для позитивной эволюции хозяйства и жизнедеятельности социума? Решением такой проблемы обычно служила создаваемая надсознательным мышлением социаль-но-экономическая концепция, вначале возникающая практически в качестве реальной операционной, хозяйственной системы, а затем осознаваемая на уровне обыденного и теоретического сознания (экономического, правового, политического). Концепция непосредственно принимает вид системы реальных материально-операционных экономических структур, а в духовной сфере – вид системы эмоционально-воле-поведенческих значений (решений) в операционном языке индивидуального и надсознательного экономического мышления. Новая экономическая организация общественной производительной силы должна так перестроить структуру экономических эмоций и интересов труженика, чтобы его деловая культура могла дать оптимальный производственный результат. Строить ли все на чувствах страха перед физическим наказанием, страданием, на чувствах ли страха голода и личной заинтересованности, на эмоциях ли коллективной солидарности и общественного долга – это зависит от уровня развитости и культуры человеческой и технической производительной силы. Избранные базовые экономические эмоции в системе смысла мышления логически равнозначны смыслу исходных принципов, которые сообщают ходу рекурсивно-операционного экономического мышления определенную содержательную направленность, задавая господствующие формы собственности и способы приобщения труженика к производственному процессу. Объективно воплощенная операциональная концепция, разрешающая существующие социально-экономические проблемы эгоистической стихии хозяйственной жизни, – это то, что порождается стихийным массовым поисковым творчеством надсознательных (надличностных) функциональных структур мышления, и обыденного, и теоретического.

Сами надсознательные функциональные структуры экономического мышления появляются в качестве продукта двух стохастических систем: 1)рассогласованной операционной стихии хозяйства и 2)стихии разноречивых экономических решений в обыденном, а отчасти и в теоретическом сознании массы субъектов экономического поведения. Носителем надсознательных функциональных структур социально-экономического мышления (анализа проблемных ситуаций, синтеза экономических решений, их практического испытания, оценки результатов, оптимизирующей селекции, широкого внедрения лучших проверенных решений) оказывается поначалу сфера обыденного, а затем и теоретического социально-экономического сознания. Причем надсознательные функциональные структуры мышления возникают в качестве интегрированной суммы вынужденных, компромиссных операций-решений экономических субъектов, операций, в которых чрезмерный разноречивый экономический эгоизм их решений скоррелирован операционными ситуациями хозяйственной стихии. Тем самым субъективные решения и волевые стремления экономических субъектов насильственно подгоняются операционным сравнением и оптимизирующим отбором под необходимые количественные значения компромиссных, оптимизирующих операционных диапазонов, в которых лишь и может существовать вся хозяйственная система с ее собственными общественными потребностями и тенденциями эволюции…

…Объективная операционная концепция, практически реализуемая посредством операционного социально-экономического мышления и массового экономического поведения людей, являет собой качественный тип, фазу роста материальной жизни общества. Такой тип хозяйства представляет собой определенную систему производственных экономических отношений, но с примыкающей системой социальных и надстроечных внепроизводственных экономических отношений. Понятие “объективной экономической операционной концепции” – это нечто близкое к понятию “экономических отношений” определенного способа производства у Маркса". Созданная стихийным образом практическая экономическая концепция-парадигма постепенно осознается на уровнях экономического, правового и политического сознания, модернизируется и оптимизируется.

Политическая сфера социума: здесь имеются материальные структуры политической системы, государственного аппарата, социальные субъекты политики и их политические переживания и интересы (в отношении жизненных и политических реалий, настоящих и желаемых), которые опосредуются решениями политического мышления и политической практикой. В реальном политическом процессе поисково-деятельная активность политической элиты, социальных политических субъектов, чиновничьего аппарата, реализующего законодательную, исполнительную и судебную политику политической элиты, задает трансформационный процесс в политической сфере, ориентированный на оптимизацию жизненных процессов во всех сферах социума, на совершенствование политических и правовых форм жизни, на охрану геополитических интересов государства.

В мировой жизни и политике совершаются и будут совершаться постепенные и резкие трансформационные обновления. Россия имеет многовековый опыт мировой политики и дипломатии. Принципы и установки мировой политики ведущих стран мира и России в чем-то остаются прежними, а в чем-то обновляются. Настоящее время может характеризоваться как созревание и глобальный кризис последней технологической, экологической, производственной и социополитической стадии цивилизации и переход к ее новой, более высокой и развитой стадии, основанной на экологически чистых технологиях. Этот переходный период чреват разнообразными трудностями и конфликтной мотивацией для политических игроков и стратегов стран разных регионов. Безусловно, в сменяющихся непростых ситуациях мирового политического процесса России следует придерживаться взвешенных политических принципов и установок мировых отношений. Это прежде всего принципы правового сбалансирования интересов всех стран мирового сообщества, их мирного сотрудничества и разрешения конфликтов, их равной, сбалансированной коллективной военно-технической и гуманитарной защищенности перед лицом глобальных, региональных проблем и природно-техногенных катастроф. А это возможно лишь в условиях силового баланса многополярного мира.

И это невозможно в условиях однополярного мира, где обычно реализуется диктат интересов групп сильных стран за счет попрания интересов и прав более слабых стран.

Успешность мирового политического бытия России на длительную перспективу предполагает выполнение ряда своих важных и непростых установок в мировой политике. России нужно быть сильной, всегда и во всем современной страной, политически гибкой и реалистичной в мировых отношениях. Содействовать укреплению мирового доброго начала, участвовать в притеснении мировых недобрых начал. Способствовать поддержанию баланса интересов мировых игроков в интересах мира и сотрудничества. Гибко лавируя отношениями в сфере интересов крупных мировых игроков, сохранять целостность и достойное положение страны, вопреки скрытым геополитическим устремлениям иных мировых игроков действовать по старым испытанным принципам геополитики: "разделяй и властвуй", "лучше десять слабых соперников на месте одного сильного". А в России немало природных богатств, и у нее всегда было немало завистников. И важно, выстраивая благоприятный для России дружественный политический климат, умело и разумно оперировать в политике своими научно-техничес-кими, экономическими, торговыми, военно-техническими, культурными и человеческими возможностями. В современной политике нельзя не учитывать того, что светские и религиозные образования, идеология, диалог культур и идеологий оказались факторами первой значимости в международной жизни, политике, дипломатии.

Крайне важно держать правильный курс в отношении развития новейших технологий с учетом близкой и отдаленной перспективы. Наноэнергетика и нанотехнологии совершат революцию в двигательных установках, переворот в производстве, на транспорте, в средствах связи и в оперировании информацией, в быту и в космосе. России важно быть среди лидеров этих процессов, оставаясь крупной научно-технологической и военно-технической державой. Все более важную роль в жизни людей начинают играть биологические и медицинские технологии, а особенно проблемы здорового и культурного образа жизни населения. Многоплановая культура жизни человека – это проблема его счастья, здоровья, эмоционального и нравственного комфорта, социальной и гражданской зрелости. А человек и его благо– главная цель любой политики.

Во внешней политике особо важен нравственно-правовой образ, имидж, который реализует своей политикой отдельная страна. Для России – это общая установка на добро, на благо и законные интересы стран, на международную справедливость и всеобщий прогресс.

Добавить комментарий