1. Духовное начало субстанции и его онтологические качества и динамики

Бытие субстанции – это единство трех мировых процессов: движения дискретного материального близкодействующего хаоса, рефлектирующего бытия системообразования, стабилизации и развития гармо-низирующего континуума смыслового духа, хронобытия вечности инертного пространства. Жизнь, бытие духа – это организация и стабилизация материального хаоса в формах материальных организованных систем и их наполнение динамиками жизни самого смысла. Типичные проблемы бытия смыслового духа: создание силовых (полевых) конфигураций континуума для организации движения рассеянного материального хаоса, организация, стабилизация и развитие внутренних структур и динамик материальных систем, выстраивание силовых и смысловых межсистемных отношений в мировом континууме. Это трактовка естественного, субстанциального, вечного творения мира, в отличие от сверхъестественной его трактовки в идеализме и религии, где дух персонифицируется и выносится за мир в качестве первичной, высшей, творящей, нравственной и чудотворной духовной инстанции. Такой мир – это магический, чудотворный супермен. Континуум духа един в пространственно-временном отношении, и в нем выделены внутренние континуумы организованных материальных систем. Законы рефлектирующей жизни, бытия духа в отдельной организованной материальной системе. 1.Объективация извне внутреннего субъективного смысла системы. 2.Субъективация внутреннего смысла и внешнего поведения материальной системы потребностями ее сохранения, материальной и смысловой жизни и развития. 3.Стабилизация внутреннего, обособленного и внешнего, межсистемного бытия системы, материального и смыслового. Законы объективации, субъективации и стабилизации связаны с бытием смыслового духа в мире триадной субстанции с ее материальным, духовным и инертным началами. Эти законы лежат и в основе общего технологического и смыслообразовательного бытия человека и его сознания, т.е. в основе всей его социальной жизнедеятельности.

Техники, технологии, динамики, методы духовного начала мира связаны с его бытием в триадной субстанции собственной системы и в триадном мире. Технологии духа опираются на закон единства прошлого, настоящего и будущего в духовном континууме, закон континуального единства потока времени. Это закон временной непрерывности смыслового потока мира. Любая духовная технология совершается в настоящем с учетом ситуаций и опыта прошлого в целях реализации желаемого будущего. Субъективация материального будущего предполагает технологии опредмечивания смысловых образцов (образцов направленных реакций, целей, планов, программ и проектов). Смысловые образцы тяготеют к материальной реализации и их моментом является прогноз будущего события их опредмечивания. Нас особо поражает то, что смыслоформы предсказаний будущих событий "притягивают" реализацию этих событий. Непременным звеном как законом духовных технологий становится рефлексия операций, методов перевода информации, смыслов о прошлом в прогнозный смысл образца и действий опредмечивания.

В философии и науках в плане изучения феноменологии мирового духа, его субстратно-модальных форм и ментальных техник получены значительные результаты. Но здесь еще многое предстоит открывать и осознавать. Какие результаты феноменологии духа в достоверной и гипотетической форме можно констатировать? На низших уровнях строения субстанции, материи духовное начало присутствует в своей потенциальной, бутонной, нераспустившейся форме. Лейбниц эти состояния субстанции называл простыми монадами. Можно представить простейшие материальные образования, содержащие в себе автономные микросгустки духовного субстрата, несущие в себе полный набор нереализованных возможностей разных модальных, смысловых и оперативных проявлений мировой духовности. Такая духовная "монада" – это микрокосм нереализованных духовных возможностей, которые проявляют себя крайне и крайне слабо. Неживая Вселенная – это арена почти полного господства объективных материальных процессов. Но лишь почти полного. Для развитого и специального проявления возможных свойств духовности отдельных систем нужна специальная их материальная организация. В организации субстанции все три ее начала взаимозависимы. Сложные и возвышенные формы духовности связаны с высокой сложностью организации их материального носителя.

1raz9elite2

Вместе с тем на уровне неживой субстанции, каковой по большей части является Вселенная, уже имеется в наличии ряд выделившихся духовных феноменов, в пользу существования которых имеются прямые и косвенные свидетельства: предчувствительность, предразумность, предволение[4], континуальное конфигурационное дальнодействие, свободный выбор реакций, рефлексивные стимулы реакции и оценки ее результата, своего рода

системная память и сохранение организации. Вариационные принципы механики, оптики, электродинамики, квантовой электродинамики свидетельствуют о том, что на уровне физической реальности существуют примитивные формы свободного выбора, предволения у отдельных систем. Данные синергетики свидетельствуют о том, что физические континуальные среды зачастую являются самоорганизующимися нелинейными (диссипативными) образованиями, способными на континуальное дальнодействие, недетерминированный выбор, на бифуркации (дивергенции) и эволюцию. Предразумность на уровне неживого представлена способностью к гармонической систематизации хаоса, к системообразованию. Это не информационный, не мыслящий, а гармонический предразум неживого мира. Прямые данные о предчувствительности в неживых системах пока отсутствуют. Но без этого звена преддуховности непонятна вся динамика ее самоорганизующего и оберегающего действия в неживом мире. Однако здесь может помочь гипотетическая аналогия с живым миром. Чувственность в живом мире подразделяется на положительную и страдательную, что несет в себе функции ситуативной информации, рефлексивной оценки ситуации как благоприятной или вредной для организма, стимула к реакциям, рефлексивной оценки их результатов. Разумно предположить в качестве гипотезы, что феномен предчувствительности уже имеет в неживом мире позитивную и негативную модальную окрашенность и выполняет здесь более примитивные, но аналогичные функции.

В биосфере сформировалась и развивается система выживающих биосферных технологий жизни, которые не могут совершаться без участия многообразия духовной феноменологии (чувственно-эмоцио-нальной, когнитивной, воле-поведенческой). Здесь, помимо названных, возникли такие духовные феномены, как любовь, ласка, добро, забота, оберегание, наслаждение, симпатия, солидарность, красота, память, адекватный опыт, опережающее отображение и противоположные им: хищническая, злобная агрессия, боль, страдание, враждебность, хитрость, обман и др. Сформировался информационно-регулирующий вид разума (в ядрах клеток, в мозге и нервной системе), а также конкретно-образный психический разум высших животных и человека. Возникли духовные техники гипноза и дальночувствования, прогнозирующего чувствования и др. Развилось великое многообразие материальных систем, органов, физиологических процессов, составляющих материальную основу духовной феноменологии и техники организмов биосферы. Появляются коллективные формы поведения и духовной феноменологии и техники в микроорганизменных, растительных, животных и смешанных сообществах.