Введение

 

Современная философская проблематика, как полагают многие ведущие философы-специалисты, имеет тенденцию к переформулировке и обновлению в связи с общим процессом постепенного поискового перехода к новой, современной философской парадигме. Переход этот стимулирован необходимостью обобщения накопившихся аномальных результатов в современной науке (математике, физике, биологии, психологии, психоанализе, парапсихологии, уфологии, макроэкономике, социологии, культуроведении), а также в самой философии. Это в полной мере относится и к проблематике философии индивидуального и общественного сознания, к социальной философии цивилизации и культуры. Цель данного учебного пособия – дать набросок обновленной, современной трактовки проблематики философии сознания, цивилизации, культуры в свете парадигмы триадной онтологии и рефлексивной методологии, основы которой развиты автором в его работах[1], а также в свете новой идеи единого, закономерного трансформационного процесса истории. Эта парадигма сменяет традиционную марксистскую трактовку проблем общей и социальной философии, восходя к новым горизонтам видения мира.

Триадная онтология исходит из особого, триадного решения проблемы сущности бытия и сущности его субстанции. Субстанция бытия – это диалектическое, конфликтно-компромиссное единство трех начал мира, составляющих субстанцию. Это открытые наукой и философией начала мира, субстанции: материя, дух, инертное (инерционный континуум пространства). Автор, исходя из анализа и обобщения известных, новейших и аномальных данных в науке и философии, пришел к необходимости признания следующих онтологических характеристик начал субстанции.

Материяэто объективная реальность, сохраняющаяся, движущаяся в близкодействии, дискретно-отталкивающаяся в пространстве, закономерно обусловленная и детерминированная во временном плане, носитель движения, законов, причинности, хаоса мира и разрушительной бренности в бытии систем. Такая философская трактовка материи соответствует прежним и современным представлениям о материи в физике. В физике никогда не было реализовано или воспринято представление марксистского диалектического материализма о том, что материя – это объективная реальность, заполняющая все пространство и что пространство присуще лишь материи, материально. В физике материя всегда была дискретным началом мира, имеющим пространственные промежутки. Инертное (пространство) – объективная реальность, инерционный метрический континуум, средоточие стабильности, косности, противодействия изменениям. Такое философское представление пространства соответствует взглядам на пространство в общей теории относительности. Пространство – не пустота, как это полагается в классической физике, а вид объективной реальности, инерционный континуум, имеющий метрику. Таким образом, и материя, и пространство вместе представляют объективную часть мира, хотя это два разных начала субстанции, которые в свете представлений науки нельзя сводить к одному из них, т.е. к материи. Это удивительным образом соответствует взглядам на материю и пространство Платона, у которого материя – хаотическая реальность, а пространство – вместилище мира как вид спокойной реальности. Эта прозорливость научной интуиции древнего философа поразительна. По Платону[2], мир представлен тремя его вечными порождающими началами: хаотической материей, духовным, смысловым континуумом мирового ума и спокойной реальностью пространства. Правда, Платон духовное начало мира наполнял не естественным, а сверхъестественным, идеалисти-ческим смыслом.

Духовное начало субстанциисубъективная реальность, континуально-связная (притягивающаяся), континуально дальнодействующая, смыслонесущая, переживающая, смыслотворящая и смысловзаимодействующая, системообразующая, потенциально определенная, поисково самоопределяющаяся в диалектическом системном развитии, свободная в выборе рефлектирующей реакции. Дух субстанции – это смысловая реальность мира, актуально заданная в силовых динамиках притяжения и в континуальных конфигурациях, но потенциально, в минимуме – в смысловом своем плане, в смыслодинамиках. Это носитель "свободы" рефлектированных динамик, развития в самоопределяющемся поиске рефлектирующих смыслонагруженных материальных систем в системной организации субстанции.

Субстанция бытияэто диалектическое конфликтно-компромис-сное единство трех своих начал с этими онтологическими качествами. Время – это поток истечения бытийной активности субстанции, где налицо три его составляющих: динамическое время материи и ее движения, эволюционное время духовного начала и стоячий хронос вечности инертного пространства как инерционный фон отсчета динамического и эволюционного времени. Такая модель онтологии мира хорошо соответствует прежним и современным, аномальным данным наук. Правда, в такую модель онтологии субстанции следует включить замечательные результаты исследования релятивности категорий материи и движения, меняющие взгляды на картину материи и движения мира и хорошо соответствующие современным представлениям о физической реальности (см. работы В.В. Крюкова[3]). О материальных вещах и их движении разумно говорить в отношении макромира. В микромире мы имеем дело с причудливыми материальными объектами и их быстрыми движениями, вместе сопоставимыми с материальным движением. Ясно, что трактовка исходной проблематики философии сознания человека в новой, современной парадигме философии должна быть соотнесена по смыслу с такой трактовкой сущности субстанции мира и ее начал, особенно духовного. Поэтому об отличительных онтологических качествах духовного начала субстанции следует поговорить особо.