Заключение

 

В философии Платона осуществлен великий синтез духовных достижений античной культуры настолько глубоко и всеобъемлюще, чтобы стать для последующей культуры человечества неисчерпаемым собранием общезначимых идей и ценностей. Философия Платона убедительно демонстрирует и вневременную природу и ценность философских теорий в культуре, которые не теряют качества современности.

Исследованиями установлено, что платонизм и неоплатонизм стали одним из источников ценностей и идеалов христианского вероучения. Платоновский триадный стиль мышления протянул свои нити к христианству (божья троица), к философии Николая Кузанского, Гегеля, марксизма, к современному этическому и правовому сознанию и мышлению как рефлексии в системе общественной коммуникации. Объективная диалектика и диалектическая логика Платона в зародышевой форме предвосхищали метод Гегеля и марксистской философии. Теория познания Платона задала основные категории гносеологии будущего: врожденные идеи и задатки, сенсуализм в чувственном созерцании материального мира, рассудочное мышление и его истинное знание, разум и его правдоподобные идеализации, априоризм и рационализм, улучшение, оптимизация теоретических версий.

Отсюда токи преемственности потянулись к рационализму Декарта, Спинозы, Лейбница, к априоризму Канта, конвенционализму Пуанкаре, неопозитивистов и постпозитивистов, к теории оптимизации решений и концепций.

Платоновская категория пассивной пространственной реальности предвосхищала воззрения на пространство инерционной метрики как самостоятельный вид реальности в общей теории относительности Эйнштейна. Идея живой вселенной Платона питала воззрения всевозможных форм дуализма, пентеизма, гилозоизма, современной уфологии. У Платона нашла своеобразную предвосхищающую трактовку проблема мирового единства хаоса и гармонического порядка, выдвинутая в современной науке синергетикой. В вечной философской проблеме сущности бытия Платон наметил триадный подход в ее решении, который приобретает новую актуальность в свете результатов современной науки. Сущность бытия, в свете решения Платона и картины мира современной науки, представлена единством трех равнозначных начал бытия в составе единой субстанции мира: дискретно-хаотической материи, континуума рефлектирующего и гармонизирующего в мире духа, инерционного континуума пространства. Учение Платона о космическом рефлектирующем разумном духе оказалось созвучным современным научным результатам о разумности систем в биологии, генетике, экологии, антропологии, информатике. Последующее развитие науки и культуры, безусловно, откроет в философской системе Платона и другие поражающие предвосхищения.