3. Философские проблемы самосознания разума и рефлексии его мышления

В проблематике человека к сфере разума, а именно к ее рефлексивному уровню, к самосознанию, восходит еще один круг философской проблематики. Это учение о познании и его методах. Теория познания Платона рационалистическая, в ней воспроизведение сущности и бытийных принципов мира возможно по большей части средствами разума. По Платону, познание разрозненных идей, образов, сущностей мира, божественной воли, привходящих в душу от небесного мира, есть чаще припоминание, т. е. осознание врожденного и внушаемого свыше содержания души. Такое осознание происходит в состояниях отрешенного внутреннего сосредоточения души, вдохновения, неистовства или же мистического контактного восприятия божественной воли. Но такое интуитивное познание внутреннего содержания души на уровне рассудка должно быть дополнено мысленным построением понятийных структур методами логики и диалектики как версий, концепций целостных сущностей в качестве решений разнообразных познавательных проблем. Методы эти сопряжены с анализом и синтезом, объяснением и проникновением в сущность, классификацией и мысленным системотворчеством. Осознанные "идеи" выполняют в дальнейшем познании роль "оснований" рассуждений и выводов, а также роль разрозненных сущностей в понятийных построениях целостной сущности отдельных решаемых познавательных проблем. Разные варианты решений проблем, версий, концепций могут оцениваться, в силу их природы, не как "истинные", но лишь как "правдоподобные".

Содержание знания – плоды активности разума, которые могут быть улучшены. Сами решения и концепции подвергаются качественному улучшению, попадая в сферу действия диалогового метода диалектики (диалектической логики), где одна однобокая версия сменяется противоположной однобокой, и лишь затем в цикле триадного отрицания в виде разрешения противоречия появляется третья, более глубокая, интегрирующая концепция. В целом это триадная диалектика по предвосхищающему прообразу закона отрицания отрицания. Тем самым Платон связывает познание сущности с методом триадной диалектической оптимизации познавательных решений, концепций. Сущность во всей полноте открывается не сразу, а поэтапно, отчего познание оказывается противоречивым диалектическим процессом. В диалектике Платона реализуется принцип единства онтологии и диалектической логики познания.

1raz9elite2

Диалектика в онтологии воспроизводит систему объективных отношений, а на рефлексивном уровне диалектика является искусством "деления по родам", средством построения такой системы отношений в онтологии. Другой стороной процесса познания, по Платону, является чувственное познание материальных вещей и явлений посредством зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Это познание текучей, несущественной материальной оболочки мира. Чувственное познание Платон называет "мнением", "верой" как массовое, обыденное, переживающее знание, к которому применимы оценки "истинное", "ложное" мнение. Чувственное познание основано на вере, доверии к показаниям чувственных образов, эмоций в переживании реалий жизни. Подлинное познание, по Платону, связано с философским абстрактным мышлением, непосредственным рассудочным и рефлектирующим от разума. Такова в главных чертах рефлексивная реконструкция общечеловеческого познания мира Платона. В отличие от Парменида, воспроизводившего качества индивидуального, субъективного познания и мышления, Платон осуществляет философскую реконструкцию общечеловеческого познания и мышления с их рефлексивными средствами объективной и субъективной диалектики, а также с рефлексивной динамикой живой работы этих диалектик.

Многое из того, что относится к учению о познании и методе Платона, уже представлено выдержками из текстов. Диалоговый триадный метод диалектики Платона разрабатывается им более целенаправленно в ранних диалогах, где его взгляды еще близки к философии Сократа. В целях дополнительной иллюстрации этого метода приведем еще выдержки из текстов. Диалог "Горгий". "Если двое начнут что-нибудь обсуждать, то нечасто бывает, чтобы, высказав свое суждение, усвоив чужое, они пришли к согласному определению и на том завершили разговор, но обычно они разойдутся во взглядах…" (там же. – Т. 1. – С. 271). Истина, по Платону, доказывается логикой диалога. "…Вы-ставив против меня толпу лжесвидетелей, ты стараешься вытеснить меня из моих владений – из истины. Я же, пока не представлю одного-единственного свидетеля, подтверждающего мои слова, – тебя самого, считаю, что не достиг в нашей беседе почти никакого успеха. Но я считаю, что ты ничего не достигнешь, если не получишь свидетельства от меня самого; всех же прочих свидетелей можешь спокойно отпустить" (там же. – С. 291). Диалог "Федон". "…Надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия… …Именно этим путем двинулся я вперед, каждый раз полагая в основу понятие, которое считал самым надежным; и то, что… согласуется с этим понятием, я принимаю за истинное... а что не согласно с ним, то считаю неистинным" (там же. – Т. 2. – С. 70). "…Единственный путь, каким возможна любая вещь, – это ее причастность особой сущности, которой она должна быть причастна…". "Каждая из идей существует, и… вещи в силу причастности к ним получают их имена… " (Идеи сущности у Платона – это не то же самое, что и образы вещей, которые у Аристотеля превращаются в идеальные активные формы. Здесь расходятся взгляды Платона и Аристотеля). "…Не расставайся с надежным и верным основанием… А когда потребуется оправдать само основание, ты… положишь в основание другое, лучшее в сравнении с первым… и так до тех пор, пока не достигнешь удовлетворительного результата. Но ты не станешь все валить в одну кучу, рассуждая разом и об исходном понятии, и о его следствиях…" (там же. – С. 72–73).

1raz9elite2

 Диалектика мира переходит у Платона в диалектику понятий, "имен" вещей. Противоположные вещи взаимопереходимы, противоположные идеи – нет, остаются тождественными самим себе. То же самое и в системе понятий вещей и понятий идей. Понятия вещей – взаимопереходимы, понятия идей сущности – непереходимы, самотождественны. "Тогда мы говорили, что из противоположной вещи рождается противоположная вещь, а теперь – что сама противоположность никогда не перерождается в собственную противоположность ни в нас, ни в природе. Тогда, друг, мы говорили о вещах, несущих в себе противоположное, называя их именами этих противоположностей, а теперь о самих противоположностях, присутствие которых дает имена вещам: это они, утверждаем мы, никогда не соглашаются возникнуть одна из другой" (там же. – С. 74–75).

 Познание сложных проблем, по Платону, это не только сознательный рациональный синтез на основе полученных в ходе воспоминаний исходных идей сущностей, но и творчество в состояниях неистовства как вещание воли богов и муз. "…Величайшие для нас блага возникают от неистовства, правда, когда оно уделяется нам как божий дар". "Неистовство разрешалось в молитвах богам и в служении им, и человек, охваченный им, удостаивался очищения и посвящения в таинства, становясь неприкосновенным на все времена для окружающих зол, освобождение от которых доставалось подлинно неистовым и одержимым". "Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых" (там же. – "Федр". Т. 2. – С. 179–180).

Платон выделяет среди методов диалектики познания два вида: анализ и обобщающий синтез. "Первый – это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрознено, чтобы, давая определения каждому, сделать явным предмет получения". "Второй вид – это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них…" (там же. – С. 205). "…Диалектику никому другому не припишешь, кроме философствующему…" (там же. – "Софист". Т. 2. – С. 376.)

 Платон, как это видно из разных текстов, понятие "разум", "ум" человека употреблял в значении сферы души (психики), ведающей понятийным и идейным запасом и мышлением на всех уровнях души: уровне подсознания, сознания, самосознания (рефлексии). Но разум человека – это духовная способность, данная ему от божественного разума. Роль и природу абстрактного ума человека и его чувственного познания Платон оценивает как рационалист. Знания об идеях сущности, полученные в синтезе ума человека, носят правдоподобный характер, тогда как чувственные мнения могут быть верными, истинными. Диалог "Тимей". "…Космос был создан по тождественному и неизменному (образцу), постижимому с помощью рассудка и разума. …Поэтому относительно изображения и первообраза надо принять вот какое различение: слово о каждом из них сродни тому предмету, который оно изъясняет. …Но о том, что лишь воспроизводит первообраз и являет собой лишь подобие настоящего образа, и говорить можно не более как правдоподобно. …Мы должны радоваться, если наше рассуждение окажется не менее правдоподобным, чем любое другое, и притом помнить, что и я, рассуждающий, и вы, мои судьи, всего лишь люди…" (там же. – Т. 3(1). – С. 470). "Итак, вот какой мой приговор. Если ум и истинное мнение – два разных рода, в таком случае идеи, недоступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно существуют сами по себе; если же, как представляется некоторым, истинное мнение ничем не отличается от ума, тогда следует приписать наибольшую достоверность тому, что воспринимается телесными ощущениями. Но следует признать, что это – два различных (рода): они и рождены порознь, и осуществляют себя неодинаково. …Истинное мнение… дано любому человеку, ум же есть достояние богов и лишь малой горстки людей" (там же. – С. 493).