Проблема человека – ключ к пониманию строения и содержания философской системы платона

В настоящее время, по нашему мнению, сущность человека может быть определена как единство ряда ее планов. Сущность человека геокосмическая, биологическая, социальная: цивилизованная, культурная, историческая. Платон исключительно много совершил в деле философской реконструкции проблем сущности человека, антропности мира, бытийных смыслов человеческой жизни. Он реконструировал философский образ человека как существа геокосмического, общественно-коммуникативного, разумно рефлектирующего, культурно-идеоло-гического. Он реконструировал общественную систему нормативно-цивилизованной и культурно-идеологической рефлексии общественного, деятельно-коммуникативного человека в его социальном универсуме. В диалоге "Филеб" Платон ведет всевозможные рассуждения, исходя из принципа антропности бытия: что есть в нас, есть и во всей вселенной; сущность человека – показатель сущности вселенной. "…Если огонь есть в нас, то он есть и во всем". Откуда наше тело взяло бы душу, если бы тело вселенной не было одушевлено? "Допустив это относительно одного заключенного в нас рода, мысли то же обо всех прочих" (Платон. Соч. – Т. 3(1). – С. 34–35). Решения всех философских проблем в мировоззрении Платона вследствие такого способа мышления находятся в зависимости от решений в центральной для него проблеме человека. Это касается как осознанных, так и не осознанных для Платона логических связей и ходов в его системе. Философская проблематика учения Платона условно может быть разделена на три плана сообразно трем видам жизнедеятельности человека, исходящих от основных сфер его души. 1. Чувственно-эмоциональный план. 2. План проблем, перекрываемый мыслящим разумом. 3. План проблем, относящийся к практической воле. В каждый план проблем могут попадать свои проблемы внешней онтологии, внутренних духовных технологий, а также внешних социальных отношений и социального универсума. Это своего рода антропоцентризм в логике смысла учения Платона.