Идейные истоки и круг проблем философской системы платона

В античной философии происходило формирование и развитие ряда смысловых антитез, которые затем были отрефлектированы и обобщенно синтезированы в философских системах Платона и Аристотеля. Коллективный аналитический мозговой штурм философской проблематики в доплатоновский период сменился обобщающим синтезом мегасистем философии (у Платона и Аристотеля), которые отличаются высоким уровнем самоосознания, рефлексии. Ведущие антитезы античной философии, обобщенно синтезированные в систематизирующей рефлексии философии Платона, следующие.

 1. Текучие начала (стихии земли, воды, воздуха, огня) – устойчивый логос (ионийцы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит). Чувственно данный текучий план мира и скрытый в глубинах бытия умопостигаемый план мира.

2. Текучий мир свойств и качеств – устойчивые численный логос, численная гармония (пифагорейцы).

3. Текучий, эфемерный, плюралистический план мира – устойчивое, неподвижное, единое инертное бытие (элеаты). Текучее, дискретное, чувственное многое и умопостигаемый континуум единого, неподвижного, инертного бытия.

4. Вещное многообразие (плюрализм) – единство атомов (монизм), многое и единое (атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.).

5. Мышление индивидуально, истины субъективны (софисты) – мышление, его методы коллективны, истины объективны (Сократ, Платон, Аристотель).

6. Предмет философии как физика, космология, онтология (досократики) – предмет философии как человеческое познание и человеческое бытие (как познавательно-бытийная рефлексия человеческого духа, ее динамика) (Сократ). Предмет философии, в понимании Сократа, – это принципы, методы, ценности, нормы, динамики в познавательно-бытийной рефлексии общественного духа людей.

7. Философия как либо метафизика (онтология), либо познавательно-бытийная и общественная антропология – философия как и метафизика, диалектика, и логика, теория познания, и бытийная антропология, социальная философия (Платон, Аристотель). Философия – развернутая система рефлексии в отношении решений проблем в полном предмете философии. Причем в решении одних проблем больше преуспел Платон, тогда как в решении других – Аристотель. Это системы однопорядковой исторической значимости.

В свете новейших достижений современной философии, содержание философии Платона как результат его раздумий – это рефлексия разнопланового бытия человека, людей: бытия онтологического, индивидуального, общественного. В центре рефлексивной реконструкции предмета философии – бытие общественного человека в мире, в жизни, в обществе. Проблематика философии Платона – реконструкция рефлексии философствования и системы ее результатов (философской картины разнопланового бытия общественного человека). Метод реконструкции рефлексивной динамики философствования – философские коллективные диалоги. Реконструируется рефлексия философского мышления: постановка проблемы, ход ее разнопланового обсуждения, промежуточные и итоговое синтезирующие решения с их критикой и обосновывающей аргументацией. При этом сам Платон в диалоге представлен как автор реконструкции рефлексии коллективного философствования решаемой проблемы. Сократ как главный участник каждого произведения-диалога – носитель профессиональной философской рефлексии в диалоге, организующий диалог в соответствии с методом рефлексивной динамики – методом диалектики мышления. Другие участники диалога – это оппонирующие полюсы коллективной рефлексии философствования. В диалогах функции у Платона – исследовательско-познавательные, у Сократа – дискуссионно-роле-вые. По Платону, философское познание – общественный диалоговый процесс рефлексивной динамики познавательного мышления. Вне рефлексивного подхода в трактовке природы философии вообще не могут быть должным образом оценены многие смысловые аспекты философии Платона. Платон не пользуется понятиями "рефлексивной системы познания и мышления", "рефлексивной динамики познания", "рефлексивной системы социального универсума". Однако он активно и продуктивно работает в отношении реконструкции разнообразных элементов рефлексивной системы познания и социального бытия людей. Это принципы, категории, ценности в областях философской рефлексии: в онтологии, теории познания, диалектике, философии человека, в учении о душе, государстве.