Введение

Изучение студентами историко-философской части базового курса философии предполагает знакомство не только с работами самих философов, но и с современными их комментариями и оценками как феноменов духовной культуры человечества. Что касается изучения философии Платона в техническом вузе, то здесь налицо затруднения, касающиеся знакомства студентов с самими работами философа и изучения ими современных их комментариев. Идеи мировоззрения Платона так распылены по многотомным его сочинениям, что студент не в состоянии свести их воедино за отведенное учебное время. Кроме того, учение Платона в комментариях обычно подгоняется под принятую в учебниках энгельсовскую схему классификации философских систем по решениям основного вопроса философии, когда учитываются лишь учения, основанные на двух началах бытия – материи и духе, но игнорируются те, что базируются на одном или трех началах, и когда в оценке смысла философских систем упор делается на идеалистическом или материалистическом содержании каждой системы и менее осознаются иные ее смыслы. Философия Платона относится к триадному типу. Из трех фундаментальных начал бытия в мире определяющее доминирование придается мировому духу. Это триадный объективный идеализм.

В реконструкции смысла философии Платона недостаточно акцентировать внимание на идеалистическом содержании его концепции, как это часто делается, важнее реконструировать и богатое гуманистическое ее содержание, связанное с решениями разнообразных проблем философии человека и других фундаментальных проблем.

В данной методической разработке представлены выдержки из текстов, выражающие разноплановое содержание философии Платона, и комментарии к ним, в которых отсутствует предвзятая оценочно-идеологическая схема. Методическая разработка делает доступным добротное изучение студентами работ Платона при экономных затратах времени.

Представляется, что не может быть абсолютной, беспредпосылочной трактовки культурных ценностей прошлого. Их достоинства могут восприниматься не иначе, как сквозь призму уровня современной культуры. Содержание философских систем разумно оценивать исторически,

в свете диалектики категорий абсолютной и относительной истины, низшего и высшего, с тем чтобы выявить непреходящие ценности каких-то идей и учений. Идейные ростки прошлого вернее оцениваются в свете достоинств тех пород деревьев культуры, что из них произросли. Абсолютная ценность прошлого выявляется в относительных оценках с позиций людей-ценителей из разных исторических эпох культуры, даже из разных состояний культуры разных регионов и стран одного времени. Пробным камнем в таком методе трактовки исторических культурных творений служит процедура перевода ценностей прошлого на язык ценностей современности. Низшее лучше видится посредством содержания высшего, но не должно искажаться привнесением содержания высшего. Чем мудрее рефлексия настоящего, тем вернее реконструируется смысл прошлых творений.

Однако смысл творений прошлой культуры следует трактовать в смысло-образном контексте исторической и культурной эпохи, породившей данное творение. Важным моментом трактовки культурного творения является смысловой контекст личной и творческой судьбы его автора. Историческая конкретная (контекстуальная) объективность и мудрая современность, а не архаичность оценок – вот критерии возможной последовательности в работе с культурными ценностями прошлого. Правда, среди историков философии встречаются сторонники мнимо беспредпосылочного подхода, полагающие, что в реконструкции смысла философской системы прошлого должен превалировать чисто описательный метод, исключающий всякие классификации, сравнения, обобщения, методологии историко-философского плана. Они якобы привносят искажающие смыслы. При анализе таких описаний выясняется, что предпосылки оценок на самом деле имеются, но не осознанного и не лучшего качества. Представляется, что из известных реконструкций смысла всей античной и платоновской философии наиболее обстоятельной является работа Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. Правда, и здесь определенные оценки философии Платона придется уточнять в свете современной рефлексивной методологии научного и философского познания.