Словарь основных понятий курса

1. Абстрактное и конкретное. Абстрагирование – процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей целостного объекта с целью выделения других его свойств и характеристик, представляемых как значимые, важные. Абстрагирование возможно за счет способности человека мысленно расчленять и синтезировать объекты в разных отношениях. Абстрактное – взятое в неполном, одностороннем, "усеченном" виде. Конкретное – целостное представление об объекте, рассматриваемом в единстве всех его свойств и взаимосвязей. "Конкретное" является исходным пунктом и эталонным результатом познания.

2. Аксиологическое отношение – смысловое отношение человека к действительности.

3. Бессознательное – форма психического отражения человеком действительности, при котором субъект не осознает влияния на ход мышления различных внешних и внутренних факторов, хотя и усвоил их значение, и не отдает себе отчета в том, что его состояние (умонастроение) в значительной степени зависит от этих факторов. Б. является неосознаваемым внутренним регулятором поведения человека в неосвоенных его мышлением ситуациях.

4. Воображение – психический процесс, позволяющий человеку представить результат труда до его начала как в образах, так и в понятиях. Воображение имеет два уровня: а) воссоздающее на базе непосредственной памяти и б) творческое, реализуемое в деятельности через посредство фантазии. Фантазия, в свою очередь, исторически восходит от агглютинации к акцентированию, от акцентирования – к типизации.

5. Восприятие – целостное отражение мышлением и сферой бессознательного предметов, ситуаций и событий, возникающее у высших млекопитающих при непосредственном взаимодействии с ними.

6. Воля – сознательная саморегуляция субъектом своего поведения и характера деятельности ради поставленной цели, предполагающая самоограничение, самоинициацию и преодоление внутренних ограничений.

7. Время – последовательность расположения предметов, явлений или событий один после другого.

8. Герменевтика – а) теория и практика интерпретации языковых выражений, представленных знаками, символами и речью, в особенности – письменной речью, т. е. текстами; б) направление в современной философии, отстаивающее связь между словом и мышлением и, соответственно, отказ от непосредственного свидетельства сознания, находящего опору в картезианском принципе непосредственной достоверности самосознания. Отсюда – попытка представителей герменевтики в понимании языка и текстов исходить из них самих, без учета связи с объективной действительностью.

9.   Движение – в философии означает "изменение вообще". Конкретизация понятий в категориальном ряду "движение" идет в отношении указания на степень взаимодействия изменений в пространстве и во времени: категория "взаимодействие" указывает на изменения двух или более объектов в одном пространственном измерении; категория "развитие" – на последовательность изменений во времени.

10.  Дедукция – а) движение знания от более общего к менее общему;

б) процесс логического вывода посредством последовательного перехода от посылок к выводам на основе законов формальной логики. Д. как опосредованный способ получения нового знания обычно противопоставляется эксперименту и непосредственному наблюдению.

11.  Действительность – чувственно воспринимаемая реальность.

12.  Деятельность – способ существования и развития социальной реальности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Д. можно классифицировать на практическую и духовную.

13.  Диссипативность, диссипация – самоорганизация открытых систем, в процессе перехода упорядоченного движения энергии в энергию неупорядоченного изменения.

14.  Дух – этически-философское (прежде всего религиозное) понятие, обозначающее невещественное субъектное начало мира, не связанное с ним непосредственно. "Дух" – более общее понятие по сравнению с "душой".

15.  Душа – этически-философское понятие, обозначающее невещественное начало, связанное с конкретным целым (телом) непосредственно и более ограниченное в своих возможностях, нежели дух.

16.  Закон – устойчивая, необходимая, существенная, объективная связь событий, процессов, вещей или явлений.

17.  Знание и незнание – понятия для обозначения информационных характеристик познавательного процесса. Знание обозначает наличие информации об объекте, незнание – отсутствие таковой.

18.  Знак – предмет, служащий замещению или представлению другого предмета (отношения или свойства) и используемый для хранения, переработки и передачи информации в живой природе. Знак может выступать как в форме предмета, звука и т. п., так и слова (понятия). Иногда знак называют интерсубъективным посредником общения, порождающим многообразные типы отношений между обозначаемым и означающим. Наука о знаках – семиотика.

19.  Идея, идеальное (вид, образ, форма) – во многих философских учениях – понятие, имеющее символическое значение; относится не только к эпистемологии, но и к онтологии, эстетике, и др. разделам философского знания. Идея обычно ассоциируется с мыслью, мышлением (в субъективно-человеческом значении), а категория "идеальное" обычно обозначает все сферы бытия, не имеющие физических характеристик.

20.  Индукция – движение знания от единичного к общему. В логике И. – вывод, в котором истинность посылок не обеспечивает истинности выводов (заключения); последние могут быть как истинными, так и ложными.

21.  Информация – как философское понятие введено недавно и часто рассматривается наряду с веществом и энергией как основная характеристика бытия. Содержательного определения информации до сих пор не существует, но под ним подразумевается способность объектов в процессе взаимодействия избирательно воздействовать и также избирательно воспринимать результаты этого взаимодействия.

22.  Искусство – особая форма освоения мира человеком, исторически возникшая раньше всех других форм социальной деятельности. Опыт культуры (общественной жизни) транслируется искусством во времени и пространстве с помощью образов.

23.  Картина мира – модель, матрица мира, являющаяся конкретно-историческим довербальным основанием мировоззрения и его результатом.

24.  Культура – конкретно-исторические способы социальной жизнедеятельности биологического вида Homo sapiens, конституирующие во времени и пространстве меру репродуктивно-творческой активности индивида и/или общества. К. имеет около 300 определений, которые можно сгруппировать следующим образом: 1) описательные определения, восходящие к концепции Э. Тэйлора; 2) исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций; 3) нормативные определения (культура – система норм и правил); 4) ценностные определения; 5) психологические определения (система психологического приспособления к среде); 6) определения на базе теории обучения; 7) структурные определения, выделяющие значимость моментов организации и моделирования; 8) идеологические определения и 9) символические определения (культура – системная организация символов).

25.  Логика – а) логика формальная – наука об элементарных законах и формах правильного мышления; б) логика диалектическая – наука о законах мышления как противоречивого процесса.

26.  Мировоззрение – целостная система воззрений человека на мир, с помощью которых человек строит свою Картину мира в виде некоторого мысленного ограничения бытия по всем основным параметрам его осуществления.

27.  Метод – устойчивый во времени и пространстве объективированный способ достижения цели. Наука о методах – методология.

28.  Мораль, нравственность, этика. М. – система специфически-человеческих внешних регуляторов человеческого поведения в сфере сознания, которые действуют в сослагательной форме и имеют рекомендательный, а не обязательный характер. Н. – система специфически-человеческих внутренних регуляторов поведения в сфере сознания, имеющих рекомендательный характер. Этика – наука о морали и нравственности.

29.  Мысль, мышление – процесс активно-творческого отражения действительности в образах или понятиях.

30.  Наука – специфическая форма деятельности человека по получению нового знания, его прямому и расширенному воспроизводству путем линеаризации и взаимосвязи познавательных процессов.

31.  Объективная и субъективная реальность. Реальность – наличное, ограниченное, определенное бытие в фиксированной форме. Объективная реальность – это бытие вещей (предметов, качеств, дискретных индивидов и т. д.). Субъективная реальность – это бытие ограниченных невещественных форм (идей, мыслей, намерений, образов).

32.  Познание – понятие, конкретизирующее категорию "мышление". П. – активно-творческое отражение действительности, целенаправленное на получение нового знания.

33.  Понятие – отражение существенных сторон, свойств, характеристик предметов, фиксирующее отличие этих предметов от им подобных в разных отношениях. Существенную роль в формировании понятий играют мыслительные процедуры абстрагирования, обобщения и спецификации.

34.  Представление – сохранение в памяти восприятия, сопровождающееся неизбежными искажениями (иногда – произвольными).

35.  Проблема – атрибут человеческого бытия и деятельности, детерминируемый самой человеческой сущностью, проявляемой как естественно необходимое существование в "поле неопределенности", как полноценная жизнедеятельность в многофакторных неоднозначных обстоятельствах при постоянных непременных выборах. Структура научной проблемы включает следующие элементы: а) предпосылочное знание всех уровней (специально-научное, мировоззренческое, неявное, методологическое); б) центральный вопрос; в) императив – требование разрешить этот вопрос; г) предварительный образ искомого решения. Проблема всегда включает в себя множество вопросов и не может быть сведена к одному.

36.  Прогресс – развитие, переход на более совершенную ступень исторических изменений.

37.  Пространство – порядок расположения предметов, явлений или процессов один подле другого.

38.  Пространство культуры – искусственным образом конструируемый на основе физического пространства порядок осуществления общественной жизни.

39.  Противоречие (диалектическое) – единство взаимодополняющих и, одновременно, взаимоисключающих друг друга противоположностей. Противоположности – различные, противостоящие друг другу элементы, свойства, стороны, тенденции единого целого.

40.  Работа – деятельность по изменению одного вида энергии в другой, ведущая к энтропии преобразующей системы.

41.  Развитие –  процесс качественных изменений объекта во времени.

Р. бывает прогрессивным и регрессивным; эволюционным и революционным (скачкообразным); инволюционным.

42.  Религия – форма организации, направленная на непосредственное взаимодействие с Духом (Богом) деятельности людей.

43.  Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок.

44.  Символ – это знак-образ, в силу многократной повторяемости в культуре содержательно приближенный к понятию (слову), в котором смыслы и значения присутствуют приблизительно в равной мере.

45.  Синергетика – научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных (неравновесных, балансирующих на грани хаоса и порядка) системах. Методы синергетики – это сочетание аналитических подходов к решению нелинейных уравнений с математическим экспериментом над моделями изучаемых систем.

46.  Система – целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Отношения между элементами формируют структуру системы.

47.  Смыслы и значения. Значение (предметное значение, денотат) некоторого имени, которым обозначают предмет или явление в его содержательных, исторически выверенных обществом характеристиках. Смысл – это субъективированное, эмоциональное отношение субъекта к значению. Субъект практически всегда вносит дополнительные смыслы в общепринятые значения.

48.  Слово – единица "естественного языка" второй сигнальной системы, построенной на произвольном смешении смыслов и значений.

49.  Сознание – способность человека с помощью образов и понятий конструировать прошлое, настоящее и будущее на основе практического опыта, но относительно произвольно. С. – динамический неравновесный синтез эмоций и интеллекта.

50.  Социализация – процесс становления личности, обучения, усвоения и освоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, семье.

51.  Стиль – устойчивый во времени субъективированный способ достижения определенной цели.

52.  Стратегия – форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, проблемы, ограничения, средства деятельности субъекта и строящая долговременную программу его действий на основе анализа прошлого, настоящего и моделирования будущего.

53.  Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его качественную (инвариантную) воспроизводимость при изменяющихся условиях. В средние века под структурой понимался один из способов определения формы (формы как организации содержания).

С 1890 года в связи с открытием К. Эренфельцем т. н. гештальткачеств (перцептивных С., которые относятся к объекту в целом и не могут быть

объяснены из свойств элементов) "структура" обычно соотносится с понятиями "система" и "организация" и выражает лишь то, что устойчиво и относительно неизменно в системе. Переменную составляющую системы Дж. Клир предложил называть "программой систем". Синергетика дополнила классификацию структур понятием "диссипативная структура".

54.  Субстанция – в философии: онтологическая категория, обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений.

55.  Субстрат – в философии: общая и относительно элементарная основа содержания явления; "строительный материал" того или иного уровня бытия или бытия в целом.

56.  Субъект – носитель творческой активности, направленной на объект.

57.  Творчество – целенаправленная деятельность по упрощению видов деятельности через усложнение функций деятельности.

58.  Труд – репродуктивно-творческая деятельность, нацеленная на приращение энергии. Человек труда создает средства, позволяющие ему не ухудшая своей физиологии и иерархического статуса в обществе получать продукт, необходимый для поддержания его жизненного тонуса, с минимальными затратами сил.

59.  Образ – специфический социальный знак, выходящий (выводящий) за границы "поля сознания" в форме симулякр и порождающий изменения и различия в отношении к объекту. О. – знак, имеющий минимальные значения, но максимально открытый для внесения смыслов и во многом синонимичный понятию "символ".

60.  Объект – предмет, процесс или явление, на который направлена активно-творческая деятельность субъекта.

61.  Человек – одно из трех (представитель отряда приматов класса млекопитающих – человек, класс насекомых и класс птиц) прогрессивных направлений биологической эволюции на Земле. Уникальным образом ограничил и конституировал во времени-пространстве нелинеаризованный комплекс субъективно-объективной реальности, что дает основание охарактеризовать феномен человека как имеющий субстанциональный статус.

62.  Философия – форма мыслительной деятельности человека, ориентированная на осмысление бытия и осознанное построение картины мира, фиксирующей положение человека в мире и предлагающая способы повышения успешности жизненной стратегии.

63.  Функция – отношение двух (или группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого, т. е. обнаруживающаяся взаимосвязь отдельных частей в рамках единого целого. Понятие функции введено в научный оборот Лейбницем.

64.  Фрактал – понятие для обозначения сложных пространственных структур, образующихся в результате разделения, почкования, ветвления и тому подобных процессов, происходящих сходным образом с каждым отдельным компонентом развивающейся структуры и ведущих к сходным образованиям в формах периодичности, регулярности, симметрии/асимметрии, а во времени – в формах ритмичности, периодичности и т. п.

65.  Язык – знаковая система информационного взаимодействия в животном сообществе. В обществе существует на уровнях первой и второй сигнальных систем и качественно различается по признаку однозначности – неоднозначности.