1 Человек наедине с самим собой Индивид, индивидуальность, личность

Личность – мера общечеловеческого в человеке. И в то же время носитель нашей субъектности, духовная "самость". Тот, кто всегда говорит "Я".

В свое время И. Кантом было введено понятие трансцендентального субъекта для обозначения абстрактного представителя человеческого рода. Это понятие было использовано Э. Гуссерлем, основателем феноменологии, для обозначения "чистого сознания", или сознания, достигшего понимания себя как общего всем людям, как общечеловеческого сознания. Это сознание, по Гуссерлю, является порогом, за которым скрыты глубины "Я" субъекта, из этой же точки становится ясной смысловая связь сознания и мира, смысл предметов в их самодостаточности, т. е. вне всякой связи с другими предметами. Личность, по словам С. Л. Франка, "составляет последнее, исконное единство нашей душевной жизни, как бы ее субстанциальную форму". Это последнее единство мы называем дух. Метафизически нет более глубокого, чем личностный, уровня рассмотрения человека.

Личностью мы называем человека как субъекта общественной жизни и деятельности, а также своих собственных сил, потребностей, интересов, устремлений, и т. д. Это означает, что личность – единственное и универсальное основание для всех прочих проявлений человека и человечности. Некое "подлежащее", о котором все остальное в человеке "сказывается". Мир, образуемый человеческой субъективностью образует мир, зависящий в своем существовании от человека.

Таким образом "в личности снимается противоположность внешней и внутренней жизни индивидуального человека; собственно, процесс личностного бытия и протекает как постоянное снятие противоположности между внешним и внутренним в самореализации чело­века. Бытие человеческого индивида в качестве личности является условием воспроизводства и обновления социальных процессов"[73].

С одной стороны, личность проявляется и/или формируется, мы получаем доступ к личности ("Я", "самости") по мере усвоения общечеловеческого, или культуры, – с другой, мир человеческой субъективности по определению отделен от мира прочих вещей, который выступает по отношению к нему миром объектов, полем для свободного проявления собственной деятельной активности. Общество может быть рассмотрено как связь или система людей, утверждающих свою волю, реализующих свои интересы, т. е. личностей.

Личность имеет для человека качество непреходящей ценности. Утверждение ценности личности является настоящим эгоцентризмом, который ни в коем случае нельзя путать с эгоизмом или себялюбием. Эгоцентризм предполагает, в частности, сознательное возлагание на себя ответственности за собственные поступки, а, следовательно, предполагает принятие в полной мере человеческой свободы. Личностьсуть человеческого существа. Понять ее означает понять кто есть человек.

Личность всегда есть индивидуальность – это выражается в ее безусловной неповторимости, принадлежащей к существу личности, поскольку ее конституирует духовное. Хотя человек является индивидуальностью еще и потому, что все его свойства, – от личностных до биологических, – сочетаются абсолютно единственным, неповторимым, уникальным образом.

Неповторимость и уникальность в данном случае совершенно неравнозначна замкнутости, обособленности, абсолютной субъективности, не предполагает солипсистcкой установки в отношении к окружающему миру. "Человек есть "личность" и "индивидуальность" со всеми отмеченными признаками индивидуальности, напротив, как раз в той мере, в какой он что-либо "значит" для других, может им что-либо дать, тогда как замкнутость в себе и подлинная обособленность есть конститутивный признак безумия, помешательства, утраты личности. Таким образом, именно в индивидуальности во всей ее единственности достигает выражения начало, имеющее самодовлеющую значимость – и именно поэтому общезначимое, – тогда как чистая субъективность в ее, всем людям одинаково присущей, всеобщности есть то, что обособляет и разделяет людей, что составляет изолирующее начало непосредственного самобытия. Тайна личности как индивидуальности состоит, таким образом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей, определяющей ее существо особенности, получает выражение общезначимое – общая всем людям, всех одинаково затрагивающая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного духовного бытия, так что именно эта особость и особенность индивидуальности есть форма, которую насквозь пронизывает общее всем людям трансцендентное (духовное начало – А.П.), как и наоборот, объективно-значимое обнаруживает сполна и адекватно свое подлинное существо и действие лишь в конкретно-индивидуальном личном бытии, а не, напр., в форме рационально-выразимых общих содержаний, положений и норм"[74].

Если в понятии индивида – единицы, особи, – подчеркивается факт отделенности от всего остального и атомарности, т. е. дальнейшей неделимости, то понятие "индивидуальность" подчеркивает тот факт, что социальное бытие стало формой самореализации человека, его уникальной духовной сущности.

Социальный процесс реализуется через деятельность единиц, далее неразложимых элементов социального бытия. В качестве таковых, в зависимости от обстоятельств и целей, можно рассматривать как индивидов[75], так и индивидуальности, личности. Упомянутые элементы социального бытия могут вступать во взаимоотношения на различных уровнях, в том числе на уровне межличностных отношений, отношений власти, экономических отношений. Некоторые из этих видов отношений мы сейчас подвергнем рассмотрению.