1 Смысл человеческого бытия

Выход за пределы "биологической программы существования", т. е. творческая "открытость человека миру", закономерно возникающий из ускорения развития человеческой популяции, требовал от человека потребности и навыка планирования своего Будущего. Быть человеком – это значит быть вовлеченным, втянутым в ситуацию одновременного отождествления и противопоставления себя и мира. И отождествление себя с миром, и противопоставление себя миру осуществляется при этом через признание собственной субъективности и объективности мира. Общим и для личной субъективности, и всеобщей объективности являются Пространство и Время. Единое для всех пространство, преломляющееся для личности уникальным образом, и время, как последовательность событий от прошлого через настоящее к будущему, имеющее для всех разное измерение. Человек – единственное существо, которое осознает свою субъективную смертность в бесконечном и объективном мире.

Это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: можно ли избежать смерти? Может быть, существует возможность воскрешения из мертвых? Может быть, умирая, человек перерождается в иные формы существования? Для поиска ответа на этот вопрос, во всех его модификациях, в обществе создан специальный институт религии. Религия пользуется большой популярностью у людей, потому что учит, как правильно (т. е. – по правилам) относиться к факту человеческой смертности и как вести себя при жизни для того, чтобы продолжить бесконечное и счастливое существование в мире.

Но не меньшей популярностью в обществе пользуются и атеистические концепции, так же, как и религия, объясняющие смысл временного пребывания человека на земле. Атеистические концепции утверждают, что смысл конечной человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы Древней Греции учили: живи, т. е. удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать, не будет никаких переживаний и страстей, значит тебя уже нет, а есть смерть. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, потому что ориентирует человека в основном на самоценность жизни, но в ней слабо отражены правила содержательной стороны жизни, духовно-нравственные ориенти­ры человеческого поведения. Атеист, как правило, очень сильно, вплоть до потери смысла жизни, страдает после смерти близких, потому что не способен верить в продолжение жизни после смерти и новую встречу с любимыми.

Человека, помнящего о прошлом и надеющегося на будущее, не удовлетворяет просто жизнь в настоящем. Имеющий выбор в приоритетах жизни человек стремится жить ради чего-то и кого-то. Цель жизни ограничивает бесконечность выборов и делает осмысленной существование. Отсюда – дилемма: ради чего живет человек – "иметь нечто, или быть кем-то". "Жить ради чего-то" (этим "чем-то" может быть и "кто-то") – это установка человека на обладание и владение; жить, чтобы быть кем-то или каким-то, – это установка на отказ и от обладания, и от владения ради поисков средств самосовершенствования.

Установка на обладание – это эгоизм; но установка на отказ от обладания ради чего-то другого – не обязательно альтруизм. Дело в том, что между этими двумя установками нет антагонизма. Ведь для того, чтобы быть, необходимо обладать некоторыми качествами и материальными благами. Речь может идти только об оптимальном сочетании двух установок, из которых установка на "быть" преобладает над установкой "иметь".