4 Творческие аспекты социальной работы

Выше уже обосновывалось положение, раскрывающее суть творческой деятельности или труда. Потребность в творческой деятельности реализуется у каждого человека в разных формах. На биологическом уровне – это потребность человека в постоянных стрессах (негативные психические и клинические последствия для человека имеет только дистресс) и сам стресс: эмоциональный, психологический, вызванный физическим напряжением, интеллектуальный. Источники стресса человек находит во всех сферах своего существования и обращается за ним то к коммерческому "экстриму" (зрелища, спорт, алкоголь, наркотики, драки) – то к напряжению, возникающему в процессе познавательной деятельности. Любая учеба или трудовая деятельность – это уже стресс, формирующий "тонус жизни", отличный от жизненного "тонуса" животных.

На социальном уровне необходимое в условиях постоянной неопределенности основного способа жизнедеятельности напряжение формируется с помощью трудовой деятельности. Трудовая деятельность требует усилий не столько физических или интеллектуальных, сколько – нравственных. Стресс в морально-нравственной сфере – это необходимость постоянного морального выбора. Отсутствие привычки к труду и навыков преодоления собственной инертности в учебе обычно оборачивается поиском стрессовых факторов, не требующих нравственных усилий и именно потому воспринимаемых основной частью членов культуры как "антиобщественные". Алкогольное или наркоти­ческое опьянение при помощи химических средств формирует "состояние измененного сознания", аналогичное творческому озарению или вдохновению. Но без помощи химических веществ нравственные усилия требуют максимальных волевых затрат личности (учиться или работать с полной отдачей сил всегда "трудно"). Привычка "ловить рыбку из пруда без особого труда" формирует безвольную личность, не способную вести одобряемый культурой трудовой образ жизни. Вот почему представители "низших слоев общества", под которыми в данном случае понимаются опустившиеся личности, обычно характеризуются аморальным и антиобщественным поведением. Такое поведение не требует от личности особых волевых затрат для поддержания жизненного тонуса, и необходимые для психологического комфорта стрессы формируются такой личностью за счет усилий преимущественно физического плана, т. е. за счет минимальных усилий, потому что они имеют биологическое, природное происхождение. В лучшем случае такая личность идет в спорт, в худшем занимается хулиганством или иной противозаконной деятельностью, приносящей удовлетворение и ощущение своей "человечности" за счет минимизированных до предела усилий.

Общественное предназначение социальной работы состоит в деятельности, ставящей своей целью формирование таких жизненных условий для личности, при которых человек получил бы от государства утраченные, или никогда до этого не существовавшие в его личной судьбе, средства для творческого поведения в культуре. Для пенсионеров и инвалидов это могут быть деньги или обычная бытовая помощь, позволяющая тратить ежедневные усилия личности не только на выживание и лечение, но и на чтение, общение, художественное или научное творчество; для детей из неблагополучных семей или лиц, недавно освободившихся из мест лишения свободы, это могут быть такие мероприятия по социальной реабилитации личности, которые сформируют у нее привычку к социально приемлемому поведению, и т. д.

Общество, для того чтобы изменяться быстрее окружающей среды, нуждается в максимально разнообразном спектре способов личностного существования, единственным ограничителем этого разнообразия является требование соответствия поведения личности государственным законам и общественной морали. Поэтому каждый клиент требует индивидуализированного подхода, а учет в стандартизированной практике государственной помощи населения индивидуальных особенностей клиента – это всегда творчество.

Такие практические проблемы относятся к классу сложнейших творческих задач, для которых не всегда требуется обучение в системе высшего образования, но которые, тем не менее, помимо простейших репродуктивных навыков помощи человеку, постоянно требуют высшей человеческой квалификации в виде развитых навыков эмпатии, тактичности, сочувствия, добросовестности и силы духа.

Социальный работник обязан решать сложные творческие задачи, поскольку в круг его профессиональных обязанностей входят не только творческие задачи этической сферы, но и интеллектуальные (научные). Творчество социального работника обнаруживается, таким образом, в ситуациях принятия решения о необходимости, степени и мере вмешательства в чью-то судьбу (например, о лишении родительских прав или выборе формы помощи пенсионеру); требует творческих навыков и процедура выбора стратегии и тактики административного или финансового вмешательства в жизненный уклад конкретного человека и его семьи.