3 Труд и работа

Под методологией творческой деятельности следует признать методологию труда. Труда "вообще". Сразу следует оговориться, что понятие "труд" вряд ли целесообразно отождествлять с орудийной деятельностью. Иначе следовало бы признать людьми и австралопитеков и ос-аммофил, и вьюрковых дятлов, и некоторые виды осьминогов, которые использовали и регулярно используют в качестве орудий различные природные предметы, добывая с их помощью пищу. Нельзя отождествлять труд и с целесообразной деятельностью. В таком случае пришлось бы называть трудом и целенаправленную деятельность влюбленных, направленную на рождение ребенка.

Думается, что труд качественно отличается от целенаправленной и, даже, орудийной, деятельности животных, прежде всего тем, что включает в себя одновременно два процесса: репродуктивный и продуктивный при условии доминирования последнего. "Репродуктивная" сторона труда тождественна физическому понятию "работа" и может быть определена как изменение одного вида энергии в другой путем ее расхода. Для человека, как и для любого животного, "работа" всегда связана с расходом энергии, и потому человек, как и любое животное, стремится к сохранению жизненной энергии в целях продления жизни, т.е. стремится работать как можно меньше.

Продуктивная сторона труда в этом отношении гораздо сложнее и парадоксальнее: продуктивную сторону труда можно определить как процесс приращения энергии, как процесс извлечения, концентрации и увеличения энергии из внешнего мира путем уникальной технологии и на основе универсальной методологии творчества. "Человек труда" имеет в процессе жизни энергии больше, чем "Человек работы" и потому живет в среднем намного дольше, поскольку не только расходует, но и наращивает энергию. Возможно, именно этим обстоятельством объясняется и исторически неуклонное увеличение продолжительности жизни человека (от 35 в эпоху первобытности до 73 в конце второго тысячелетия нашей эры), которое происходит вряд ли благодаря медицине и улучшению комфортности жизненных условий, скорее вопреки все возрастающей интенсификации жизни и увеличению расхода энергии в онтогенезе.

Животные, согласно принципу антиэнтропийности, ради сохранения дарованного им запаса "жизненных сил" "строят" стратегию своего жизненного поведения таким образом, чтобы минимизировать расход энергии. Решается эта задача в животном мире путем диф­ферен­циации как морфофизиологии особей, ведущей к упрощению функций систем и органов, так и посредством дифференциации "социальных обязанностей" внутри сообщества, следствием которой является упрощение групповых функций особи. Жизненные стратегии человека иногда строятся по этому животному принципу, но он и для человечества в целом, и для индивида, и для человеческой группы малоэффективен в качестве долгосрочной стратегии. Именно на это обстоятельство, по сути, обратил в свое время внимание К.Маркс, исследовавший в своей магистерской диссертации философские основания культуры Древней Греции, закончившей свое великое историческое прошлое весьма бесславно. Маркс писал, что если бы древние греки изобрели машины, то использовали бы их не для того, чтобы трудиться

(в значении – "работать" – Т.Б.) все больше и больше, производить все больше и больше, а для того, чтобы самим перестать работать или свести этот труд к минимуму[69]. С этой точки зрения люди, не приученные трудиться с детства, обычно стремятся не работать вообще, потому что в биологическом смысле выгоднее экономить запас жизненной энергии и тратить его только на секс, пропитание и защиту от агрессии внешней среды.

Однако история человечества доказывает, что во Времени и Пространстве сохранились только те человеческие сообщества, которые активно тратили биологическую энергию на производство "артефактов", производство пространства и времени культуры. Успешно развиваются исторически только те культуры, которые овладели не только секретами "творческого метода", но и сформировали на его основе методологию в виде системно-творческого отношения к действительности в целом. Статистика свидетельствует и о том, что наибольшая продолжительность индивидуальной жизни наблюдается в тех социальных группах, в которых традиционно поддерживается активная социальная деятельность, при чем эта деятельность высоко результативна и всегда приносит психологическое удовольствие личности.

Иными словами говоря, в истории сохраняются и развиваются только такие социальные группы людей, которые умеют и любят трудиться. Методология продуктивной (творческой) стороны труда, таким образом, имеет огромное значение прежде всего для человечества в целом, и лишь как частный случай – для так называемых "творческих профессий".

Суть этой методологии состоит в том, что трудовая деятельность слагается из:

1) системы определенных репродуктивных знаний о мире и комплекса навыков владения репродуктивными методами поведения;

2) творческого метода преобразования действительности в сфере незнаемого, но в соответствии с поставленной целью;

3) метода перманентного соотнесения "знания" с "незнанием", "умения" – с "неумением", "осторожности" – с "риском", "значения" – со "смыслом" и т. д., и

4) развитого навыка экономии жизненной энергии с помощью "продуктивной лени".

О последнем "методе" следует сказать особо. В афоризме: "Лень – двигатель прогресса" доля шутки гораздо меньше, чем это может показаться на первый взгляд. Сущность "продуктивной" лени, и ее главное предназначение, заключаются в том, что она вынуждает человека к творчеству, поскольку требует достижения имеющейся цели[70]

с минимальными затратами сил и времени, а потому вынуждает человека искать способы достижения цели "беззатратным" образом. Если бы это было не так, человечество, в лучшем случае, продолжало бы возделывать землю мотыгой, передвигаться исключительно пешком и никогда не узнало бы ни пороха, ни бумаги, ни прочих благ цивилизации. Результат использования этой методологии – достижение устойчивости во времени и пространстве не за счет стабилизации системы, но посредством приведения ее в такое состояние, при котором она сохраняет устойчивость лишь в процессе балансирования между устойчивым прошлым и абсолютно неравновесным и нестабильным будущим.

Добавить комментарий