4 Наука и ее роль в жизни общества

Жизнь общества протекает как сложный, неоднозначный процесс. На современном этапе общественного развития, например, с одной стороны, растет население планеты; увеличивается продолжительность жизни человека; победоносно шествует научно-технический прогресс, несущий человечеству новые технологии, повышение уровня жизни и духовных горизонтов.

С другой стороны, в ужасающих размерах накапливаются средства массового уничтожения; истощаются природные ресурсы; загрязняется отходами цивилизации внешняя среда обитания человека; вследствие интенсификации стохастичности ("мозаичности" по А. Молю[43]) информационных потоков СМИ в геометрической прогрессии увеличивается маргинализация населения. Разрешение этих проблем (а иногда и их возникновение) связывается в общественном сознании с понятием науки.

Во времена расцвета классической науки Дж.Свифт создал сатирический образ науки и ученых. Иронизируя над всеобщим увлечением наукой и стремлением создать многочисленные академии, он вложил в уста Гулливера полный сарказма рассказ о стране Лапута. Лапутянский король и его придворные погружены в бесконечные размышления о математике, музыкальной гармонии и космических явлениях. При этом они не слышат и не замечают друг друга. Результаты их математических исследований используются только для того, чтобы подать к обеду кусок говядины в форме ромба, пудинг – в форме круга, а баранью лопатку – в форме треугольника, хотя это никак не влияет на гастрономические качества пищи и не повышает кулинарного мастерства повара. Портной снимает мерку при помощи астрономического прибора – квадранта. Выкройку он делает с помощью сложнейших математических исчислений, но это не мешает готовому платью сидеть скверно. Лапутянские постройки кривобоки, так как архитекторы постоянно теоретизируют на темы отвлеченной геометрии и им скучно просто строить... Конечно, образ, созданный Свифтом – гипербола, но он отражает представления о науке, характерное еще и для конца XIX века: наука – это нечто абстрактное, не имеющее ничего общего с практической жизнью человека.

Сегодня времена изменились. Взаимопроникновение науки и практической (обыденной) жизни человечества очевидно даже для первоклассника. Но это ставит перед учеными невиданную до этого цель: для того чтобы осуществлять научные функции и успевать анализировать настоящее в соответствии с поставленными целями на будущее таким образом, чтобы успевать корректировать стратегию общества, им надо научиться фактически ежедневно менять методологическую вооруженность собственного мышления и быть готовыми к постоянной критической переоценке аксиологических оснований собственной, индивидуальной картины мира. Готовность к такому самоизменению необходима прежде всего в силу того, что в настоящее время существует не только дифференциация наук, столь характерная для классического периода, но и перманентный синтез различных наук, и современные специалисты должны быть готовы к освоению языка и основных парадигм смежных научных дисциплин.