2 Научное знание, его специфика и строение

Как своеобразная форма познания наука возникла еще в античности, но окончательно сформировалась не только как тип духовного производства, но и социальный институт, в эпоху Нового времени, когда производство знания перестало быть уделом одиночек и превратилось в отрасль специализированной деятельности, обладающей общим предметом, общей целью и общей методологией.  

Науке как таковой предшествовала преднаука (доклассический этап), когда были сформированы предпосылки науки, но не она сама как таковая (Древний Восток, Греция, Рим). 

Классическая наука (XVII – XIX вв.) характеризовалась стремлением исчерпывающего описания и теоретического объяснения объекта, при котором существовала отчетливая попытка отвлечься от всего, что относится к средствам, приемам и операциям субъекта. 

Неклассическая наука (первая половина XX века) характеризуется прежде всего отрицанием объективизма классической науки и активным исследованием связей между знанием объекта и характером средств и операций деятельности исследующего его субъекта. Экспликация этих связей рассматривается как условие объективно-истинного описания и объяснения объекта. 

Постнеклассическая наука (конец XX столетия) стремится учитывать соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ценностно-целевыми структурами субъекта. На становление постнеклассической науки оказали влияние три важнейших направления в науке двадцатого столетия: теория нестационарной Вселенной, синергетика и теория биологической эволюции с ее концепциями биосферы и ноосферы.  

В целом наука – это всегда система производства знаний. "Знание" является, таким образом, ядром не только целенаправленного мышления (познания), но и науки как социального института, целенаправленно осуществляющего творческую познавательную деятельность. 

Как социальный институт наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о мире (реальности), его свойствах и закономерностях. Вместе с тем, наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону реальности, какими методами и на каком уровне они исследуют.

По предмету и методу познания выделяют науки о природе (естественно-научные); науки об обществе (гуманитарные, социальные, экономические); о познании (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки; очень своеобразной является медицина, которая на современном уровне развития научного знания не может быть однозначно отнесена ни к естественно-научным (как это было принято еще в недавнем прошлом), ни к гуманитарным наукам. Каждая группа наук обычно подвергается и более подробному членению: так, естественно-научное знание подразделяется на биологию, химию, физику, физическую химию, биологическую физику и т. д.

Существуют и другие критерии для классификации наук. По критерию отношения к практике все науки подразделяются на "фундаментальные" (т. е. не ориентированные на прямое использование полученных результатов на практике) и прикладные (в которых новое знание всегда получают с целью непосредственного использования в практической деятельности). По критерию преимущественного использования научных методов существует деление наук на "теоретические" и "эмпирические" (например, теоретическая биология и нормальная

анатомия).

·   Основная задача любой науки – получение нового знания о мире.

·   Главная цель и идеал любой науки – получение истинного

знания.

·   Общественный смысл научного исследования может быть выражен формулой: " Знать, чтобы предвидеть будущее; предвидеть будущее – значит правильно действовать в настоящем".

·   Наука существует только при условии своего непрерывного

самообновления в виде производства понятий, гипотез, концепций и

теорий.

·   Наука продуктивно развивается только при условии системного использования ею достижений других наук (техники, приборов, теорий, методов и пр.).

·   Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

В современной философии науки выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, внутреннюю системность знания, его формальную непротиворечивость, опытную проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свободу от предвзятости, логическую строгость и др. В других формах познания данные критерии востребованы в разной степени и не являются определяющими.

Долгое время анализ науки проводился по модели естественно-математического знания (см., например, раздел о позитивизме). В последние годы научное гуманитарное познание рассматривается как один из видов своеобразного, но научно эффективного познания, обладающего уникальной методологией, не использовавшейся до этого в естественно-научном познании.

1raz9elite2

Специфика гуманитарного (социального) познания определяется прежде всего тем, что научная точность и доказательность достигается здесь посредством логического разворачивания мысли из неочевидных (субъективных) предпосылок. Специфика гуманитарного (социального) познания проявляется в следующих моментах:

1. Его предметом является "мир человека", субъектного и субъективированного по определению.

2. Социальное познание неразрывно связано с предметным (объективным) и, следовательно, учитывает не только субъективную, но и объективную сторону своего объекта.

3. В гуманитарных исследованиях исследуется преимущественно "качественная", а не "количественная" сторона объекта.

4. В социальном познании практически бессильны любые технические средства, зато ведущую роль играет само мышление – его формы, принципы, методы, диалогичность мышления. Диалогичность мышления, используемая в качестве основного средства познания в гуманитарных науках, нагляднее всего проявляется в категории "понимание", которая фиксирует погружение в "мир смыслов" другого человека, постижение и истолкование (интерпретацию) его чувств, мыслей и стремлений, не только постигающих, но и творящих мир. При этом "понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей"[40], что значительно усиливает значение в гуманитарных науках не просто методологии, а "хорошего" философского знания.

Последнее "тем более важно еще и потому, что для социального познания характерны отсутствие общепризнанных парадигм (ведущее зачастую к "теоретическому анархизму"), подвижность и расплывчатость его эмпирического базиса, сложная природа теоретических обобщений (связанная прежде всего с включенностью в них ценностных компонентов и "личных модальностей")"[41].

Научное знание, таким образом, всегда имеет системный характер и определенную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного знания может быть представлена в различных ее срезах и, соответственно, в различных совокупностях элементов. В структуре всякого научного знания, помимо "собственно научных" элементов, есть и такие, которые не укладываются в традиционное понятие научности: философские, религиозные, мистические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; противоречия и парадоксы, компромиссы и конвенции; следы личных привычек и симпатий, антипатий, привычек и ошибок...

Собственно "научный" срез может быть представлен следующими элементами:

1)   фактическим материалом, почерпнутым из эмпирического опыта;

2)   результатами первоначального концептуального обобщения этого опыта;

3)   гипотезами;

4)   принципами и законами;

5)   философскими установками;

6)   социокультурными основаниями;

7)   методами и нормами научного познания;

8)   научными идеалами;

9)   стилем мышления.

Кроме того, наука как познавательный процесс осуществляется на двух основных уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, на теоретическом – рациональное (понятийное). Теоретическое познание является более высокой и наиболее развитой формой научного познания, поскольку предполагает разностороннее синтетически-аналитическое исследование настоящего, результаты которого с достаточно высокой точностью могут быть экстраполированы в будущее. Эмпиризм же ограничивается только настоящим, что снижает его научную значимость. Вместе с тем безрезультативно и теоретизирование, не опирающееся на практику ("схоластика"): его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматические построения, такие, как знаменитая концепция 60-х годов о "грядущем начале коммунизма в 1980 году".