3 Познание как творческое отражение действительности

Познание – творческий процесс. Познание неотделимо от творческой деятельности, хотя и несводимо к нему. Творчество – это процесс произвольного создания того, что отсутствует в природе либо вообще, либо – закономерно отсутствует в настоящий момент времени.

Существуют многочисленные концепции творчества, но ни одна из них не удовлетворяет требованиям научности в полной мере. Например, вполне привлекательна на первый взгляд концепция, объясняющая творчество как врожденную способность человека к свободной, ничем не ограниченной мыслительной деятельности. Исходным тезисом этого подхода являются рассуждения о том, что создать новое в науке, технике или искусстве способно только существо, которое не связывают во взаимоотношениях с действительностью никакие ограничения. И если не каждый человек является творцом, то только потому что мы с детства ограничиваем свободу человека стереотипами – житейскими, научными и др. Эйнштейн по этой логике создал свою теорию относительности только потому, что плохо учился в школе и не научился уважать догмы классической физики. Остальные, затвердив их в качестве аксиом, даже не пытались взглянуть на мир с иной точки зрения.

Вряд ли подобные взгляды можно признать достоверными, поскольку абсолютное отсутствие ограничений всегда означает хаос и, следовательно, смерть системы. Абсолютная свобода в обществе – это свобода убивать, насиловать, обижать слабых и оставлять без внимания просьбы о помощи, потому что любое социально приемлемое общение – прежде всего самоограничение. Вряд ли возможна абсолютная свобода и в мыслительной деятельности: маловероятно, чтобы бушмен был способен придумать космический корабль, поскольку свобода его мысли закономерным образом ограничена и недостатком знаний, и кругом потребностей его племени.

Практика показывает, что мыслительная свобода должна быть максимальной, но не безграничной. Чем шире практика, тем шире пределы свободы мысли. Творчество – создание нового, активное преобразование действительности, и это всегда выход за пределы общественной практики по вполне определенному алгоритму.

Творчество – всегда акт сознательный, хотя некоторые процедуры "придумывания" нового могут осуществляться и в сфере подсознания (сфере интуиции). Осознанность процессов творчества всегда проявляется в том, что человек создает нечто новое лишь при условии либо а) целенаправленности своей мыслительной деятельности и понимания значения создаваемого нового, либо б) при явном (чрезмерном) ограничении в средствах достижения уже имеющейся цели. В случае постановки новой цели она должна быть осознана и достаточно четко сформулирована. Невозможно создать значимое новое, поставив цель: "придумать какую-нибудь новую модель машины". В случае ограничения в средствах достижения цели осознается и переструктурируется вся сфера знаемого, поскольку в этом случае основной проблемой является поиск новых средств и методов, ведущих к искомому результату.

Исходной фазой, предшествующей созданию нового, является постановка проблемы: "Я (человечество, покупатели) хочу создать машину, способную ездить по бездорожью и не утратившую при этом своих эстетических качеств легкового автомобиля". В некоторых случаях проблемная ситуация выявляется при навыке находить необычное в обычных явлениях. Открытие начинается с удивления, говорил Аристотель. Открытия бывают индивидуально значимые и общественно значимые. Дети, познавая мир, творят беспрестанно, потому что не ведают ограничений в познании. Но их открытия, наполненные личностных смыслов, либо уже давно известны человечеству, либо не имеют для него значения. Общественно значимые открытия делаются лишь при условии формирования такого знания, которое обладает признаками новизны и, одновременно, общезначимыми способами опровергает старые общезначимые представления.

Целенаправленным системным творчеством нового в обществе занимается специальная форма общественного сознания и специальный общественный институт – наука. Парадоксальность науки, сущностью которой является доказательство истинности результатов творческого освоения действительности, хорошо видна из следующего высказывания: "Новое в науке делается так: все знают, что это сделать невозможно. Но вот приходит невежа, который этого не знает. Он и делает открытие".

1raz9elite2

Наука акцентирует своей деятельностью проблемные ситуации, открывая закономерности, которые обыденному мышлению кажутся парадоксальными: вода состоит из двух легковоспламеняющихся газов; Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот; животному или растительному виду для того, чтобы в ходе эволюции сохранять себя как вид, необходимо постоянно изменяться вслед за изменениями окружающей среды и т. д.

Парадоксальные (неожиданные) решения – неотъемлемое условие творческой стороны познания. Творческие научные решения возникают как результат выбора одного из вариантов, вытекающих из разностороннего (альтернативного) рассмотрения зафиксированной сознанием проблемной ситуации.

Проблема выбора альтернатив – одна из существеннейших сторон процессов познания и человеческого поведения в целом. Выбор – понятие, подразумевающее целый комплекс познавательных процедур, характеризующих ключевой акт человеческой жизнедеятельности: искания и обретения, цели и результаты, цели и средства, свобода и ответственность, принятие решения и его исполнение, рациональность и иррациональность.

Выбор – понятие, которое содержит как объективные, так и субъективные значения. Необходимость выбора – неотъемлемое свойство познания, вытекающее из его репродуктивно-творческой сущности. "Репродуктивность" при этом следует понимать как способность мышления отображать предметы и явления такими, какие они есть на самом деле, "объективно". "Творческая сущность" выбора заключается в отображении предметов или явлений такими, какими они могут быть использованы, или какими они могут стать при некотором преобразовании вследствие "субъективированного" к ним отношения.