1 Место сознания в структуре бытия

Понимание под главной характеристикой бытия процессов изменчивости самих изменений предполагает, что в его структуре наличествует целый класс объектов, в которых неравновесность, асимметрия и стохастичность преобладают над статикой, симметрией, равновесностью и упорядоченностью изменений.  

В целом этот класс объектов определен в теме "онтология" как "субъективная реальность". В субъективной реальности, в свою очередь, логически можно выделить слой, в котором "определенная неупорядоченность" изменений прямо определяется "объективированным носителем изменений", т. е. таким субстратным основанием, которое само по себе достаточно жестко упорядоченно, предсказуемо, равновесно и в доминирующей своей части статично. Под таким субстратом обычно подразумевается природа, или "материя", и слой, не имеющий такого "упорядоченного субстрата".  

Ту часть субъективной реальности, которая может осуществляться только при условии наличия материального носителя, но в которой "неупорядоченность" изменений устойчиво преобладает над их "упорядоченностью", мы и станем называть сознанием. Тема сознания тесно переплетена с проблемами бытия, языка, познания, человека и

общества.  

Проблемой выявления сущности сознания, его природы, функций и механизмов на протяжении всей истории философии занимались многие мыслители. Пожалуй, наиболее удачно в общем виде проблема сознания поставлена в "Теории отражения", решавшей простой, но предельно точный вопрос: "Если в бытии существует всеобщая связь явлений и процессов, т. е. определенное единство, то на основе какого свойства материального бытия мог сформироваться феномен сознания"?

На поставленный ею самой вопрос теория отражения отвечает

следующим образом (см. табл.):

 

Таблица

Эволюционное формирование сознания в структуре бытия

 

уровни

организации

материи

формы движения

вид отражения

(реакция на взаимо­действие с другими объектами и собствен­ными элементами)

Неживая материя

(природа) 

Механическая, физическая, химическая 

пассивное 

Живая материя

(природа) 

Механическая, физическая, химическая, биологическая 

активное 

Социально-организо­ван­ная материя (человек

и общество) 

Механическая, физическая, химическая, биологическая, социально-организованная 

активно-творческое 

 

Сознание, согласно теории отражения, присуще не всей природе, т. е. не всему материальному миру, а только той его части, которая обладает соответствующей сознанию по сложности структурной организацией.

Таким образом, эволюционные предпосылки возникновения сознания следует искать в живой природе, которая, пойдя в ходе своего развития (движения) по пути усложнения структурной организации как своих элементов, так и их структурных взаимодействий, подвела живую природу к необходимости формирования сознания.