1 Место онтологии в структуре философского знания

Для того чтобы целенаправленно строить успешную жизненную стратегию, чтобы быть человеком, а не только животным, человек практически нуждается в объяснении того, как устроен мир, из чего он состоит, как функционирует, какое место занимает в этом мире сам человек и каковы перспективы его взаимодействия с остальными частями мира. Человек нуждается в этих знаниях, потому что сам строит свое будущее. Дело в том, что человек, в отличие от остальных животных, развивается и функционирует как вид весьма необычно: не вслед за изменениями среды, а опережая эти изменения.

Человек сохраняет свою устойчивость как биологический вид только при условии сверхинтенсивного развития самых различных аспектов своего существования. Человек придумывает транспортные средства и средства искусственной связи; он строит заводы по производству того, чего нет в природе; он учит своих детей тому, что пригодится им только в будущем; он знает о своей смертности и старается постичь смысл жизни ит. д. А это значит, что человек одновременно живет не только в настоящем и прошлом, но и в Будущем, и активно это свое Будущее созидает (насколько успешно, это другой вопрос). Но Будущее – это сфера незнаемого, неизвестного, сфера непредсказуемого[18]. Сейчас для нас важнее понять то, что именно в силу практической необходимости постоянно изменяться человек постоянно нуждается в дополнительной информации о мире. Дело в том, что человеку недостаточно инстинктивно ориентироваться на изменения внешней среды, как это делают остальные животные, которым, чтобы успешно существовать в будущем времени, вполне достаточно генетического запаса мутационной изменчивости вида. Человек опережает в своем развитии изменения внешней среды. Он вынужден заботиться о своем непредсказуемом по биологическим законам будущем. Для того чтобы предвидеть собственное будущее, которое мало зависит от внешнего мира, но зависит от него самого, он вынужден все больше узнавать о мире, в котором живет и в котором он надеется жить дальше. Для того чтобы уверенней и успешней, целенаправленно и произвольно (т. е. по своему усмотрению) строить собственное Будущее в условиях "бега впереди паровоза", человек вынужден активно узнавать хотя бы "рельеф местности" и "возможные препятствия на своем жизненном пути, вынужден рассчитывать и планировать свою жизнь "хотя бы на шаг вперед".

"Бытие" это та сфера мира, в которой есть и прошлое, и настоящее, и будущее. "Небытие" – это ничто; это абсолютный порядок или абсолютный хаос, не имеющие времени. Для того чтобы "быть", человеку приходится познавать и прошлое, и настоящее, и будущее, и хаос, и порядок. Как это делается?

Мы уже неоднократно говорили о том, человек при помощи мировоззрения строит Картину мира, специфика которой определяется, прежде всего, культурной принадлежностью человека и, следовательно, исторически конкретными социально-психологическими стереотипами построения пространства и времени культуры. Картина мира – и цель, и результат работы мировоззрения. Различные картины мира отличаются друг от друга предельными, т. е. наиболее общими основаниями. В качестве основания мира могут быть поняты как материальные, так и духовные образования; одна или несколько субстанций.

Субстанция – это всеобщая, предельная основа, которая мыслится как нечто, определяющее характер и направленность функционирования мира (Бытия), его закономерности. Разные мыслители во все эпохи выдвигали различные концепции субстанциональности, но всех их объединяло и объединяет одно: поиск предельных оснований Бытия, поиск того "первокирпичика", из которого построен мир.

Общим при построении любой картины мира, таким образом, является необходимость подхода к ее построению на предельном онтологическом уровне, т. е. – посредством мысленного определения основания, объединяющего этот разнообразный и разнонаправленный мир. Системные, опирающиеся на практический опыт рассуждения о том, как устроен мир и каковы законы его существования, называются онтологией.

Любая философская картина мира всегда имеет онтологическое основание, исходя из которого она строит свои гносеологические, аксиологические, праксиологические и иные представления[19] о бытии. Онтологические представления лежат в основании любой картины мира, и, хотя их выбор и предопределен аксиологическими установками, которые всегда отражают непосредственное восприятие

мира, именно с онтологии начинается любое философствование, ведь для того чтобы размышлять о любой проблеме философски, необходимо сначала определить, какое значение она играет в общем строении мира.