1 Отличительные особенности восточной философии

На классическом Востоке слабо проявлялся античный способ производства: дифференциации общества в западно-европейском смысле здесь не было; принадлежность к социальной группе здесь определялась не "мерой общественной (социальной) свободы", т.е. не отношением к средствам производства (владение или невладение имуществом), а кровно-родственными связями (кастовостью в разных формах). "Науками" и "производством" поэтому здесь занимались "все слои" общества. Дифференциации на "собственно науку" и "собственно философию", в силу этих причин, здесь тоже не было. И философия на Востоке существовала в несколько иных формах, чем на Западе. Если на Западе направленность философских интересов определялась "игрой ума", "произвольностью морально-интеллектуального выбора философа", то на Востоке изначально (априорно) направленность философской системы определялась интересами группы (сообщества), к которой принадлежал философ. Именно поэтому связь с аксиологическими (ценностными) основаниями здесь у философии не опосредованная, а прямая. Связь с нравственностью в философии Востока не закамуфлирована "выпячиванием" теории в ущерб нравственно-моральной рефлексии над проблемами Бытия как на Западе, а дается непосредственно, явно, открыто и сознательно.

Философия классического Востока, по сути, сливается с нравственным сознанием (в Китае) и/или с религиозно-мифологическими (в Индии). Философии классического Востока не надо было "учиться" в западно-европейском смысле (т. е. создавать и зубрить логические системы); чтобы стать философом, или придерживаться определенных философских взглядов, на Востоке надо было в первую очередь вести философский образ жизни, а лишь затем – формулировать и осознавать основные правила образа жизни.