3 Философия религиозного мировоззрения

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно "младше" мифологического и потому более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядочен­ность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

Системность религиозного мировоззрения формируется посредством категории "вера", которая организует ядро и периферию мировоззрения верующего по принципу "значимое – не значимое". Термин "верующий" не случайно является синонимом религиозного человека. Без понимания роли феномена веры понять механизмы и факторы религиозности невозможно.

Религиозное мировоззрение, как уже говорилось, "работает" на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, религиозной философии, этики, социальной доктрины церкви), т. е. на уровне миропонимания, и на общественно-психологическом – т. е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шел по воде, аки по суше, и сие чудо есть.

Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако все выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос. Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия признаны разновидностью идеализма – под этим понимается такое направление развития общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т. е. онтологическим основанием мира, в соответствии с системой мировоззрения, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др.