Введение

Сравнительно недавно (1990 г.) психологические словари говорили об этнопсихологии как о междисциплинарной области знаний, существующей на стыке психологии, социологии и культурантропологии; в то же время социальная психология закономерно рассуждала об этно­психологии в рамках раздела "Большие группы", куда этносы были отнесены по общим формальным признакам. Но особенности пространственно-временнх и психологических характеристик существования этнических групп, субъективная значимость для человека принадлежности к тому или иному этносу, а также резко возросший в последние 15-20 лет интерес общества к этнокультурной проблематике выдвинули этнопсихологию в ряд самостоятельных и динамично развивающихся психологических дисциплин.

В отечественной науке всплеск интереса к этнопсихологии был поддержан особенностью российской социальной жизни, которая в отличие от американской и европейской имеет не столько политический, сколько этнокультурный и символический характер связи социальной и индивидуальной психологии. Актуальности этнопсихологической исследовательской проблематике прибавила насущная необходимость научной разработки сверхнапряженной сферы постсоветских межэтнических отношений.

В настоящее время при Российском психологическом обществе постоянно работает секция этнической психологии, проводятся конференции, издаются специализированные сборники. Основная исследовательская работа в отечественной этнопсихологии проводится в русле поиска путей формирования в общественном и индивидуальном сознании позитивной этнокультурной идентичности, изучения тождества и различий культур народов, населяющих территорию России с тем, чтобы иметь возможность наладить психологически адекватные процессы в пространстве межкультурного общения.

Необходимость чтения специального курса "Этнопсихология" для студентов психологических и других гуманитарных специальностей в настоящее время очевидна. Сейчас над дисциплиной работают многие отечественные психологи, издаются монографии и учебные пособия. При этом разнообразие специальной психологической литературы не отменяет закономерного познавательного интереса к историческим, филологическим и философским источникам, представляющим предметный интерес для этнопсихологии или предлагающим иллюстративный материал по актуальным для нее темам.

 

* * *

Общая познавательная цель данного курса "Этнопсихология" состоит в том, чтобы дать слушателям представление о закономерностях становления новой дисциплины, о ее сложной методологической базе, уже достигнутых значительных результатах и о тех проблемах, которые она призвана разрешить. Лекции данного курса имеют преимущественно обзорно-методический характер и являются основным материалом, из которого в ходе работы над курсом студент формирует для себя образовательную модель, необходимую для этнопсихологически ориентированного профессионального мышления. Семинарские занятия по этнопсихологии проводятся в дополнение к лекционному курсу по самостоятельным, не дублируемым в лекциях темам.

Объем курса 34 часа; из них лекционных - 18 часов, семинарских - 14 часов, 2 часа отводится на итоговый контроль знаний студентов по курсу.