Исходный текст № 5

Рафаэль

 

Рафаэль… Вот уже в течение пяти столетий это имя воспринимается как некий абсолют, как некий идеал гармонии и совершенства. Сменяются поколения, меняются художественные направления и стили, но преклонение перед великим мастером Возрождения остаётся незыблемым. Пожалуй, это единственный художник, чьи произведения трогают и восхищают столь разных людей – будь то прославленный живописец, известный писатель, искусствовед или человек, мало искушённый в искусстве. С каждым он говорит о чём-то насущном, бережно-сокровенном – о возрождающей человеческую душу необходимости любви и понимания, о всепобеждающей силе нежности, о великодушии и чистоте, о хрупкости красоты и гармонии. Художник доверяет нам свои самые заветные мысли, необременённый сомнениями в нашей готовности понять его, убеждённый, что в глубине каждой души живёт неутолённая жажда добра и красоты. К этим прекрасным граням, подчас глубоко скрытым, к самому человечному в человеке обращено искусство мастера. Его доверие преображает, снимает покровы с людских душ, пробивается сквозь броню замкнутости и одиночества.

Отношение к искусству Рафаэля в наш век не является однозначным. С одной стороны, существует довольно стойкое убеждение, что человеку нашего времени натуры мятущиеся, беспокойные, драматические ближе и понятнее, чем натуры гармонические. Но, с другой стороны, искусство Рафаэля, так же как музыка Моцарта или поэзия Пушкина, удовлетворяет извечную, а в наши дни особенно острую тягу человека к гармонии, ясным и естественным связям с миром, искусству глубоко содержательному и прозрачно-ясному, доступному, коммуникабельному. Поэтому те, кто ищет в искусстве истинную человечность, неизбежно, как мне кажется, должны прийти к открытию для себя Рафаэля.

Значение большого мастера тем и определяется, что каждая эпоха раскрывает в его творчестве те грани, которые не были восприняты предшественниками, каждое новое поколение находит в его искусстве необходимую духовную пищу, новые духовные ценности, сопоставляет свои достижения в эстетическом познании мира с его прозрениями, мысленно сравнивает, какое культурное наследие оставило человечеству Возрождение и что оставят после себя люди, живущие на рубеже второго и третьего тысячелетий.

 

В.В. Стародубова.  Рафаэль