Исходный текст № 2

Владимир Алексеевич Гиляровский

Несмотря на закадычную дружбу с А.П. Чеховым, Гиляровский, как мне кажется, внутренне не мог принять чеховских героев, склонных к сугубому самоанализу и раздумьям. Всё это должно было  быть чуждым кипучей и пламенной натуре Гиляровского.

Ему бы жить во времена Запорожской Сечи, вольницы, отчаянно смелых набегов, бесшабашной отваги!

По строю своей души, да и по внешности Гиляровский был запорожцем. Недаром Репин писал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с Гиляровского Тараса Бульбу для барельефа*

на памятнике Гоголю.

Среди черт талантливых людей есть одна, которая совершенно покоряет нас. Эта черта – ребячество.

У каждого были свои ребяческие страсти и выдумки. Горький любил устраивать "пожары" в пепельницах, Пушкин был великий охотник до всяких "розыгрышей", Грин любил делать луки и стрелять из них в цель, Чехов – удить карасей, Гайдар – пускать воздушных змеев, Багрицкий – ловить силками птиц. И Гиляровский был неистощимым на всяческие мальчишеские выдумки.

Он ломал пальцами рубли, легко разгибал подковы. Однажды он приехал к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал кочергу.

В жизни Гиляровского было много случаев, сделавших его в нашей памяти почти легендарным. Он был знатоком московского "дна". Хитровка любила его как своего защитника, как человека, который принимал всю глубину хитровского горя и безрадостной жизни. Один только Гиляровский мог спокойно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные притоны и ночлежки. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые ожесточённые сердца. Таким был Владимир Гиляровский – поэт, писатель, знаток России и Москвы, человек большого сердца, чистейший образец талантливого нашего народа.

 

К. Паустовский. Дядя Гиляй

 

* Барельеф – скульптурное изображение, выступающее на плоской поверхности наполовину изображённого предмета.