Сочинение № 2

В данном тексте автор пытается доказать, что гений не может быть злодеем. Для этого он обращается к личным качествам талантливого человека и говорит, что злой человек никогда не создаст великого произведения искусства, так как он не станет дарить свое видение прекрасного другим людям. "Идея щедрости лежит в основе искусства", - говорит автор, а щедрость недоступна некоторым людям, у которых она заменяется жадностью, завистью и прочим. Таким образом, проблема данного текста - возможность для гения быть злодеем. Автор решает эту проблему однозначно, подтверждая свою позицию метафоричным сравнением гения с человеком, у которого знакомый просит яблоко: если он щедрый - даст два или три, а если нет - то одно. То есть, если жадный человек обладает талантом, то он никогда его не разовьет дальше достаточного состояния, так как будет стремиться скрыть от людей свои творения и способности, следовательно, не будет гением. А щедрый человек с радостью будет делиться своим талантом с другим, и его самоотдача поможет увеличить его гениальность.

Мне кажется, идея автора не лишена логичности, но она оправдывается только с определенной точки зрения. Во-первых, где в искусстве можно найти прототип тех самых "двух-трёх яблок", являющихся мерилом щедрости? Ведь красиво нарисованный, например, портрет, вовсе не означает гениальность художника. Значит, красотой нельзя руководствоваться при определении талантливости. Нужно уметь видеть что-то высшее, одухотворённое в этом творении, а это умение дано не каждому. То есть получится, что для одного художник талантлив, а для другого - нет.

Во-вторых, щедрость можно перепутать с желанием похвастаться своим умением и показать себя в своей красе. Если, к примеру, какому-нибудь самовлюблённому поэту захочется получить признание окружающих, то он будет доводить до совершенства каждую написанную во время вдохновения строчку.

В итоге все будут восхищаться его творениями, что побудит "злого гения" к написанию гораздо лучших вещей для большего восхваления его персоны, и, как следствие, к увеличению талантливости.

И, наконец, в-третьих: "искусство - божий дар, чудо", - говорит автор. Следовательно, появление или исчезновение поистине чудесных способностей не зависит от человека, значит, и от его качеств тоже. Разве все щедрые люди талантливы? Нет, они щедры, может быть, оттого, что признают гениальность других и стремятся все лучшее отдать им.

Одним словом, идея Фазиля Искандера о щедрости в основе искусства оправдывается не полностью и не всегда.

Моспанова Алёна,  Л11-5, 2006