Исходный текст № 4

Попытка понять человека

…Гений не только нравственно, но, можно сказать, и физически не может быть злодеем. Сейчас мы попробуем это доказать.

Всякое талантливое произведение предполагает некую полноту самоотдачи художника. Мы не всегда это осознаем, но всегда чувст-вуем. 

Щедрость – есть высшее выражение искренности. Поэтому идея щедрости лежит в основе искусства.

Если ваш знакомый держит в руках кулек с яблоками, и мы просим у него одно яблоко, и он нам дает – это ещё не означает, что он это делает доброжелательно. Возможно, он это делает из приличия или других соображений. Но если на просьбу дать одно он дает нам сразу два или три – искренность его желания угостить нас яблоками практически несомненна.

Образно говоря, художник начинается тогда, когда он дает больше, чем у него просили. Идея щедрости лежит в основе искусства.

В искусстве вес вещества, полученного после реакции, всегда больше веса вещества, взятого до реакции. Искусство нарушает естественнонаучные законы, но именно потому искусство – чудо, божий дар. Можно сказать, что искусство нарушает естественно-научные законы ради ещё более естественных и ещё более научных.

Итак, искусство – дело щедрых. Стремление к полноте самоотдачи лежит в основе искусства. Чем талантливее человек, тем полнее самоотдача. Самый талантливый, то есть гений, осуществляет абсолютную полноту самоотдачи. Беспредельная щедрость подготавливается беспредельной концентрацией сил.

При одержимости искусством вступает в силу некий закон, который можно назвать законом экономии энергии или силовой зацикленностью. Таким образом, гений не может быть злодеем ещё и потому, что у него никогда нет свободных энергетических ресурсов на это.

 

Фазиль Искандер